Сергей Павлович Королев - человек, благодаря которому был открыт космос. Неизмеримо его влияние на развитие ракетостроения и авиации. Ученый, инженер, изобретатель - личность, вышедшая за границы национального масштаба на мировой уровень.
Наталия Сергеевна Королева
Единственная дочь Сергея Павловича Королева Наталия появилась на свет в его первом браке с Ксенией Максимилиановной Винцентини в апреле 1935 года.
Королев, со школы любивший красавицу Ксению, долго добивавшийся ее согласия, мечтал о дочери. Именно он выбрал ей имя героини романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой.
Но счастливый период совместной жизни оказался очень не долгим.
Отца девочка почти не знала, поэтому его влияние на ее формирование в детстве было почти незаметным. Причина, конечно же, отнюдь не в безответственности или "тяжелом характере" Королева - на то были объективные обстоятельства.
Уже в июне 1938 года, когда Наташе было чуть больше 3 лет, Сергей Павлович был арестован: до ракетчиков докатилось эхо громкого дела поддерживавшего их работу М. Н. Тухачевского. В сентябре 1938-го Королев был приговорен к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах. В июне 1939-го приговор был отменен, начато новое расследование. Итог - приговор на 8 лет ИТЛ.
По большому счету, эти изменения ни на что не влияли: условия в лагере на Колыме были такими, что смерть стала бы освобождением перспективного инженера Королева гораздо раньше. Но у Судьбы были другие планы.
- Первый раз он избежал смерти, из-за болезни опоздав на пароход "Индигирка" при пересылке с прииска Мальдяк в Москву на пересмотр дела. Тот рейс оказался трагическим: во время шторма судно затонуло в Японском море. Из 1173 человек, находившихся на борту, 696 погибло.
- Второй раз Провидение действовало через мать Сергея Павловича, Марию Николаевну Баланину (по второму мужу). Она направила просьбу о помощи известному летчику, Герою Советского Союза и депутату Верховного Совета Михаилу Громову. Михаил Михайлович обратился непосредственно к Берии:
"Мною по депутатской линии получено ходатайство от гражданки Баланиной М.Н. (мать заключенного Королева) по пересмотру его дела. Я знаю Королева как честного, способного энтузиаста и авиаинженера".
Благодаря этому обращению Королев оказался не в стандартном трудовом лагере, а в одной из возрождавшихся тогда "шарашек" - ЦКБ-29-НКВД.
Пусть он по-прежнему был под строжайшей охраной (как когда-то в далеком детстве, в усадьбе деда и бабушки). Но к заключенным тут относились с крайней учтивостью, условия были предельно комфортными, изредка разрешались свидания с близкими. А главное - предоставлялись максимальные возможности для работы, для реализации начатых и только задуманных проектов.
После начала Великой Отечественной войны специалисты ЦКБ-29, среди которых были Алексей Андреевич Туполев и Сергей Павлович Королев, были эвакуированы в Омск. Оттуда Королева вызвал к себе в Казань Валентин Петрович Глушко, знавший Сергея Павловича по работе в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ).
Уже в 1942-м Королев получил должность заместителя Главного конструктора двигателей по летным испытаниям в ОКБ Казани, где проектировались под руководством Глушко ракетные двигатели. А в июле 1944-го он получил досрочное освобождение со снятием судимости и восстановлением в правах.
Можно было бы вернуться к семье - но Королев даже не пытался этого сделать: отлично понимал, что никто его не отпустит. Вызвать семью к себе? Но и этого Сергей Павлович, увлеченный работой, делать не стал. Небольшая холостяцкая квартира с крайне скудной обстановкой, тишина в минуты отдыха и - работа, работа, работа... Это чувство оказалось сильнее прежней школьной любви и привязанности к дочери.
Вот как рассказывала о коротких встречах в Бутырской тюрьме Наталия Сергеевна спустя многие десятилетия:
КОРОЛЕВА: До ареста я его не помню. А вот первое воспоминание мое об отце относится к свиданию в Бутырской тюрьме, которое произошло в 1940 году, когда мне было уже 5 лет, когда отец, вернувшись с Колымы, где он чуть не погиб, болея цингой и находясь в ужасных условиях, опять попал в Бутырскую тюрьму и оттуда в туполевскую шарагу так называемую. Туполев тоже был арестован. Они работали на улице Радио, работали, как говорится, по специальности, то есть занимались созданием бомбардировщика Ту-2. И вот для поднятия духа заключенных специалистов их начали привозить на свидания с родственниками в Бутырскую тюрьму. И мама взяла меня с собой первый раз и потом в последующие разы. Автобус с заключенными подъехал к воротам тюрьмы, а мы уже были внутри. Когда мы заходили - ведь я, конечно, не знала, что мой отец арестован, вы сами понимаете, что тогда невозможно было об этом говорить…
КАРЛОВ: Какая легенда была?
КОРОЛЕВА: Мне говорили, что мой папа летчик, у него очень важная работа, он летает, и поэтому он с нами не живет, и всё. И я была уверена, что это так действительно. И вот мы заходим во двор Бутырской тюрьмы, а там очень маленький дворик такой, мы вошли в эту комнату, там стоял стол, три стула, мы сели с мамой, из другой двери вышел мой отец с охранником, и тот включил песочные часы: время пошло. Я сразу спросила: «Папа, как ты мог здесь сесть на своем самолете? Здесь такой маленький дворик». Потому что мне сказали, что он прилетел. А он даже не успел еще ответить, как охранник сказал за него: эх, девочка, сесть-то сюда легко, а вот выйти отсюда очень трудно.
КАРЛОВ: Такой вот юмор.
КОРОЛЕВА: Потом уже, в последующие встречи он разрешал, хотя это не разрешалось, но он разрешал даже отцу взять меня на колени, и отец всегда привозил мне конфетку, яблочко или печенье. В общем, это были такие встречи, и я абсолютно была уверена, что он просто прилетел в командировку, как говорится, и всё. Его освободили 27 июля 1944 года. Он приехал в ноябре в командировку из Казани в Москву, но вернуться он еще не мог, потому что шла война, и он работал, важная работа была, он просто не мог ее бросить. Он приехал уже оттуда, из Казани, в августе 1945 года. Но буквально через неделю или через десять дней он был отправлен в Германию для изучения трофейной немецкой техники, ракетной техники.
Устроившись в Германии, Королев все же прислал приглашение Ксении и Наташе. Всего одно лето - с мая по август 1946-го семья все же жила в одном доме, как принято традициями. Но было это совсем не долго: к началу учебного года Наташа с мамой вернулись в Москву.
А уже в 1947-м в жизни Королева появилась Нина Ивановна Котенкова - переводчица, помощница, соратница, единомышленник. Она стала его второй женой, поддержкой и надежным тылом. Официальный развод с Ксенией Винцентини состоялся в июне 1949-го.
Для 14-летней Наталии расставание родителей стало ударом. Она не поняла, не приняла, не простила того, что отец ее замечательной маме предпочел другую женщину.
"24 июня 1949 года - один из самых черных дней в моем календаре, - вспоминала она. - Меня вызвали с дачи. Дома я увидела плачущих бабушек и расстроенных дедушек. Мама, которая была в ужасном состоянии, сказала: "У тебя больше нет отца". Я спросила: "Он что, умер?". - "Нет, он не умер, но он ушел из нашей семьи".
Для меня это была большая травма. Я не могла понять абсолютно, как человек, которого я очень любила, - мне с детства это прививалось - мог так поступить. Его не было долгие годы, тем не менее все: мама, бабушка - говорили только хорошее".
Отношения с отцом восстановились лишь спустя 9 лет. Уже тогда, когда сама Наталия повзрослела. Отчасти "помогло" несчастье: в 1958-м Наташа заболела туберкулезом. Отец помог получить путевку в санаторий, организовать лечение.
"Мы с ним встречались и разговаривали, - вспоминала дочь конструктора. - Особенно много мы разговаривали, когда я была на практике в подмосковном Хотьково, и он приехал туда. И мы с ним три часа гуляли по лесу и разговаривали обо всем. У него, видно, вырвалось какое-то время, и он, конечно, спрашивал меня, что я читаю, какие у меня увлечения и так далее, а я спрашивала его о его работе, потому что он же всегда был засекречен. Конкретно мы, так сказать, не знали, мы понимали, что он занимается созданием какой-то новой техники. Он мне рассказывал тогда о космических кораблях, это был 1956 год, об орбитальных станциях, которые обязательно будут. Я не верила. Прошло совсем немного лет, и многое из того, о чем тогда говорил отец, стало явью.
Эта встреча много значила для меня. Хотя переломный момент в наших отношениях наступил несколько позже. В 1961 году я вышла замуж и стала жить отдельно от мамы. В один прекрасный день, это был выходной, я позвонила отцу по телефону. Услышала его голос и тут же положила трубку. Выбежала на улицу, взяла такси и помчалась прямо туда. "Папа, - сказала, - я тебя очень люблю. И я хочу, чтобы мы с тобой виделись почаще, чтобы у нас были хорошие отношения". После этого я у него часто бывала - сама, и с мужем Вадимом, и с первенцем своим Андрюшей.
Мы встречались так часто, насколько это было возможно при большой занятости отца и частых его командировках. Обычно приезжали к нему домой на Останкинскую, недалеко от ВДНХ, где он жил последние годы. У меня установились нормальные отношения с Ниной Ивановной. А маме сказала: "Ты должна меня понять. Я уже стала самостоятельной. Ты не хотела, чтобы я встречалась с Ниной Ивановной, и я не хотела сделать тебе больно. А теперь я буду поступать так, как мне подсказывает совесть". Она вздохнула: "Делай как знаешь".
Никто, даже самые близкие люди не знали конкретно, чем занимается Королев. Секретность высочайшей степени требовала молчания. Лишь после запуска первого спутника пришла гордость за отца - ведь он был не просто "причастен", а непосредственно руководил всем процессом. "Главный конструктор К. Сергеев" - долгое время подписывал он свои публикации. И немногие знали, кто скрывается за псевдонимом.
Много лет спустя, работая над книгой "Отец", которая вышла в свет в 2002 году, Наталия Сергеевна проехала по всем местам, где был отец, включая пересыльные тюрьмы, лагерь на Колыме, Бутырскую тюрьму. "Его уголовное дело я читала в кабинете Берии", - рассказывала она. Собирая материал для книги, Королева беседовала с людьми, которые знали отца, которые работали в лагерной системе в те далекие годы. Это помогло осознать не просто величие его дара, но и силу характера, силу любви к Родине. Ведь даже пройдя через муки и тяжелейшие испытания, он не сломался и не предал интересов Отчизны.
Сама Наталия Королева далека от космонавтики и авиации. Она пошла по стопам матери, стала врачом. На выбранном ею пути дочь гениального конструктора не уронила чести семьи, не подвела памяти отца, перечеркнув присказку о том, что "на детях гениев природа отдыхает".
Окончив в 1958 году Первый медицинский институт, а в 1960-м - ординатуру в Институте им. Вишневского, Наталия Королева некоторое время работала в Боткинской больнице, где когда-то была хирургом (травматологом-ортопедом) ее мама, Ксения Максимилиановна Винцентини. Правда, специальность дочери была иная: легочная хирургия.
Позднее Наталья Сергеевна переключилась на науку, став научным сотрудником НИИ клинической и экспериментальной хирургии МЗ СССР. С 1982 года - профессор кафедры госпитальной хирургии №1 лечебного факультета Московской медицинской академии им. Сеченова. Ею написано более 200 научных работ, есть три авторских свидетельства на изобретения. Лауреат Государственной премии (1974, за разработку новых операций на трахее и бронхах, в составе группы под руководством академика Перельмана).
Внуки и правнуки Сергея Королева
Первый раз Наталия Королева вышла замуж в январе 1961 года за студента Московского энергетического института (позднее инженера) Вадима Худякова. В браке родились два сына - Андрей (1962, декабрь) и Сергей (1967, январь). В 1970-м брак распался, после развода Наталия Сергеевна перевела сыновей на свою девичью фамилию.
Вторым мужем Наталии Сергеевны Королевой в 1972 году стал Георгий Владимирович Шевченко - участник Великой Отечественной войны, военный инженер, кандидат технических наук, профессор Военно-инженерной академии имени Куйбышева, генерал-майор инженерных войск.
Этот брак оказался благополучным, супруги были вместе 20 лет (в 1992 году Георгий Шевченко трагически погиб в автокатастрофе). В феврале 1973 года у пары родилась дочь Мария.
В 1998 году Наталия Сергеевна вновь вышла замуж. Ее избранником вновь стал инженер: авиационный инженер, научный работник, историк ракетной техники Юрий Георгиевич Демянко.
Андрей Королев
Андрей - единственный из внуков Сергея Павловича Королева, заставший деда живым. Как его прабабушка, бабушка и мама, он стал врачом. Но всегда проявляет живейший интерес к космонавтике.
"Для нашей семьи это совершенно естественно, - поясняет Андрей Вадимович. - Сергей Павлович ушел довольно молодым. Но бабушка Муся (его мама Мария Николаевна), пережившая сына на 14 лет, продолжала общаться с его друзьями. Потом эту эстафету подхватила мама, Наталия Сергеевна. Наш дом всегда был полон космонавтов, конструкторов, инженеров. Все они говорили об отце, о его работе".
Летом 2020 года Андрей Вадимович отправил письмо Илону Маску с поздравлением по поводу успешного запуска ракеты. В ответ основатель SpaceX созвонился с семьей легендарного конструктора, пригласил побывать у него в гостях, посетить заводы его компании, поприсутствовать на очередном запуске (эти планы были отложены из-за общемировой ситуации).
Андрей Вадимович Королев - доктор медицинских наук, профессор, хирург-травматолог-ортопед, с 2009 года - главный врач и медицинский директор Европейской клиники спортивной травматологии и ортопедии (ESCTO), входящей в состав Европейского медицинского центра. Андрей Вадимович - признан на мировом уровне одним из лучших специалистов по хирургии коленного сустава.
Вместе с женой Еленой Андрей Королев вырастили дочь Ксению и сына Павла.
- Ксения родилась в 1988 году. Получив образование в Милане, вернулась на родину. Она дизайнер.
- Павел (родился в 1999 году) часто вместе с отцом принимает участие в мероприятиях, посвященных памяти Сергея Павловича Королева. Окончил школу с золотой медалью, затем с красным дипломом Университет (экономический факультет). Отличное владение английским языком позволило ему с 16 лет обучаться в Лондоне (магистратура). Единственный правнук С. П. Королева выбрал для себя специальность программиста. "Мне интересно все, что связано с цифрами. В том числе и в компьютерной науке", - признается он. После общения с Илоном Маском Павел мечтает попасть на стажировку в SpaceX. Сбудется это или нет, но в будущем Павел намерен вернуться в Россию.
Наталия Сергеевна Королева признавалась в интервью: ей очень хочется, чтобы когда-нибудь в будущем своего сына Павел назвал Сергеем. И тогда праправнук легендарного конструктора будет полным тезкой своего знаменитого предка: Сергей Павлович Королев.
Сергей Королев
Младший сын Наталии Сергеевны, родившийся в январе 1967-го, был назван в честь знаменитого деда.
Сергей Вадимович Королев окончил Московский Государственный технический университет имени Баумана, выбрав тот же факультет, где некогда учился его дед. Несколько лет работал в РКК "Энергия", затем ушел в бизнес. Сейчас Сергей Королев - индивидуальный предприниматель, один из основателей и руководитель некоммерческого благотворительного фонда Гимназии № 1520 имени Капцовых (которую окончил в 1984 году, в этой же школе учился и его старший брат Андрей), член Управляющего Совета Гимназии.
У Сергея две дочери: Наталья (1987 г.р., тезка своей бабушки, Наталья Сергеевна Королева), продолжив традицию женской линии семьи, стала врачом. Анна (1998 г.р.), в 2016-м году принявшая участие в шестом бале дебютанток Tatler, учится на дизайнера интерьера в Московском отделении Британской высшей школы дизайна.
Мария Королева
Мария стала единственным ребенком во втором браке Натальи Сергеевны Королевой. Как и мама, бабушка, прабабушка, она стала врачом, окончив Московскую медицинскую академию.
Правда, головокружительной карьеры на этом поприще Мария Георгиевна Королева не построила: работала врачом-лаборантом, а после рождения дочери Елены в 2002 году стала домохозяйкой. Кроме того, она помогает Наталье Сергеевне в сохранении музейной экспозиции и популяризации памяти Сергея Павловича Королева.
***
Итак, род легендарного конструктора, стоявшего у истоков космонавтики, Сергея Павловича Королева продолжается. Жив хрупкий мостик из прошлого в будущее, жива память о великом человеке, настойчиво шедшем к цели, многим казавшейся безумием.
У нас, в России, по-прежнему рождаются талантливые люди, замечательные специалисты в самых разных областях. Пример тому - Андрей Вадимович Королев, хирург с мировым именем. Но что-то пошло не так, и в глобальном плане мы гордимся только достижениями прошлого. И пример тому - Сергей Павлович Королев, судьба российской космонавтики.
Свежие комментарии