На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Белый генерал о роли священников на Первой мировой войне и в революционное время.

Совсем недавно в интернете активно обсуждали «камуфляжные рясы священников» и «свечи защитного цвета», представленные на форуме «Армия-2020». Было много юмора от блогеров, по этому поводу. Меня же посетили скорее грустные мысли: авторы «военной моды капелланов» вряд ли читали мемуары А.И. Деникина под названием «Очерки русской смуты».

Те самые «камуфляжные рясы». Кстати, РПЦ не давала благословения на пошив.

Те самые «камуфляжные рясы». Кстати, РПЦ не давала благословения на пошив.

Вообще, свидетельства Деникина крайне ценны и многогранны, он ведь в своих произведениях пишет не только о Гражданской войне и не только о том, «какие плохие были большевики».

Антон Иванович довольно подробно описал «предвоенное» состояние Русской императорской армии, указав на многочисленные недостатки, в том числе — морально-идеологические.

Походная церковь русской армии еще периода Русско-японской войны.

Походная церковь русской армии еще периода Русско-японской войны.

Знаменитый дореволюционный девиз — «За веру, царя и отечество!» — Деникин подверг некоторой критике.

С одной стороны, лидер белого движения критиковал «общую» деградацию нравов и расшатывание «духовных скреп». Но, помимо лозунга «раньше было лучше», Деникин высматривал и еще кое-что:

«Как постепенно терялась связь между народом и его духовными руководителями, в свою очередь оторвавшимися от него и поступившими на службу к правительственной власти, разделяя отчасти ее недуги...» (с) А.И. Деникин. Очерки русской смуты.

Военачальник отмечал равнодушие еще «довоенного» поколения армейцев к «делам духовным». Официальные «казарменные» порядки не давали должного «воспитательного» эффекта. Религия казалась солдатам и офицерам в таком положении чем-то «навязываемым сверху», обязательным «постольку поскольку».

Бойцы Русского Экспедиционного Корпуса во Франции, 1916 год.

Бойцы Русского Экспедиционного Корпуса во Франции, 1916 год.

Сама же Перая мировая война имела множество причин. Прежде всего — социально-экономических, национальных, политических. Но всем более-менее образованным людям было видно, что причины раздоров — уж точно не в религии)

И потому «военное духовенство» фактически сразу оказалось «за бортом». Если авторитет офицеров в первые годы войны все еще оставался на уровне, то о священниках практически сразу «забыли», исключая разве что отдельных талантливых индивидуумов.

«Я не хочу обвинять огульно православное военное духовенство. Много представителей его проявили подвиги высокой доблести, мужества и самоотвержения. Но надо признать, что духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск...» (с) А.И. Деникин. Очерки русской смуты.

Хотя молебны, конечно, проводились (как и в белых армиях позднее). И примеры героизма со стороны священнослужителей были. Но этого не хватало, тенденции были иные.

Хотя молебны, конечно, проводились (как и в белых армиях позднее). И примеры героизма со стороны священнослужителей были. Но этого не хватало, тенденции были иные.

Дальше же все пошло еще веселее. Ведь Святейший Синод (признаться, как и многие другие «обязанные») не встал на защиту царя. Священники де-факто поддержали Временное правительство.

«Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость...» (с) Церковные ведомости, 9 марта 1917 года.

И армия моментально «забила» на религию окончательно. Если «революционные генералы» еще пытались навести в войсках дисциплину, пользуясь остатками авторитета, то церковь фактически исчезла. Деникин приводит один характерный для того времени эпизод, рассказывая про участь походной церкви:

Белогвардейцы-дроздовцы на молебне. Художник: Д. Шмарин.

Белогвардейцы-дроздовцы на молебне. Художник: Д. Шмарин.

«Один из полков 4-ой стрелковой дивизии искусно, любовно, с большим старанием построил возле позиций походную церковь. Первые недели революции... Демагог поручик решил, что его рота размещена скверно, а храм — это предрассудок. Поставил самовольно в нем роту, а в алтаре вырыл ровик для...» (с) А.И. Деникин. Очерки русской смуты.

Понятно, для чего. Не, ну а что? Сломался царь, сломалась система, сломалась и «царская церковь», мы теперь сами по себе...

А.И. Деникин отмечает и еще кое-что: Первая мировая война разбудила в людях два чувства. Первое — ожесточение. Второе — желание выжить, вера в лучший исход. Вот и шли «бывшие православные» за большевиками, за «светлым будущим», за батьками-атаманами, за возможностью «поделить-пограбить», за националистическими лозунгами, за «полевыми командирами». Церковь же всю Гражданскую войну официально «помалкивала», разве что иногда прося «дерущихся» прекратить безобразия, в стиле Кота Леопольда.

Русские солдаты строят «полевую» церковь, период Первой мировой войны.

Русские солдаты строят «полевую» церковь, период Первой мировой войны.

Да, были священнослужители в рядах белого движения, но на них никогда не делался упор самими белыми, разве что в Крыму при Врангеле акцент некий чувствуется, да на излете «колчаковщины» пытались создать «православные боевые дружины». А так, вера не стала аргументом и в период Гражданской войны.

И вот эта информация столетней давности заставляет меня задать вопрос: а что смогут сделать нынешние «боевые капелланы» в реально тяжелой обставновке? Повторят ли судьбу своих предшественников? Читали ли Деникина нынешние «реформаторы»?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх