На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Снятие крещения: может ли человек «раскреститься»

Крещение — одно из главных таинств христианства. Но что делать, если человек по каким-либо причинам больше не желает быть крещеным? Возможно ли «раскреститься»?

Точка зрения РПЦ

Как и большинство христианских церквей, Русская Православная считает абсурдным сам вопрос, может ли человек раскреститься. Крещение – первое и важнейшее христианское таинство, совершаемое единожды в жизни человека, и его нельзя провести повторно или отменить. Как нельзя вернуться в утробу матери после появления на свет, так невозможно и перестать быть рожденным от Святого Духа после крещения.

С точки зрения православия, крещеный таковым и останется, даже если откажется от православия, станет атеистом или примет другую религию. Отречение от Церкви, Бога и Святой Троицы тоже не снимет с человека «печать крещения». Православие дает каждому свободу выбора – после отречения крещеный человек может отправиться на поиски «иного смысла», и если в итоге он захочет вернуться в лоно Православия, ему не придется повторно креститься. Достаточно будет покаяться в грехах.

Крещеные в детстве

Чаще всего вопрос о раскрещивании задают те, кто был по православной традиции крещен в младенчестве или детстве. Родители не спрашивали, хочет ли их сын или дочь принять крещение, а пошли в церковь и окрестили. Одни – по семейной традиции, потому, что «так положено». Другие – из-за глубокой веры. Обычно у верующих родителей дети не пытаются раскреститься. У тех же, кто не посещает церковь, не причащается, не соблюдает посты и не носит веру в сердце, ребенок может ощущать моральную тяжесть от «принудительного» крещения. Но, как было сказано выше, раскреститься в Православной Церкви у него возможности нет.

Путь крещеного атеиста: отречение и отлучение

Принявший крещение и долгое время живший по Божьим Законам не может пройти обряд раскрещивания. Но при утрате веры он может отречься от Церкви, при этом подобное возможно даже для священников. Самым ярким примером для большинства является отречение Льва Толстого, а вот философ-религиовед Татьяна Фолиева в статье-докладе «Деконверсия: несколько примеров из истории» упоминает двух других деконверсиантов – людей, утративших веру. Для них первичной была утрата веры, а вторично – отречение от Церкви, за которых последовало отлучение от нее. При этом фактически они все равно остались крещеными.

В результате сомнений, отрицания «истинности вероучения» и глубокого личностного кризиса деконверситом стал профессор-религиовед и философ Евграф Дулуман. Он закончил Духовную академию в Москве, работал в семинарии Саратова, а затем вышел из Церкви и до конца дней проповедовал атеизм. В книге «Почему я перестал верить в Бога», Е. Дулуман писал, что его поиски правды и истинного смысла жизни были мучительными. Он сомневался, правильный ли путь указывает Церковь и почему человеческому разуму она отводит такую ничтожную роль. Его душу терзали сомнения в святости священников и презрение к ним. В итоге Дулуман был отлучен от Церкви и стал известен как один из самых непримиримых атеистов.

Другой пример из доклада Т. Фолиевой – Павел Дарманский. Его случай обычно приводят в качестве иллюстрации отступника от Христа в эпоху хрущевских гонений Церкви. По постановлению №23 Святейшего Патриарха и Священного Синода в 1959 году кандидат богословия и священник одного из приходов Ленинграда П. Дарманский был «лишен священного сана и церковного общения» за публичную хулу имя Божьего. Но за год до этого П. Дарманский написал в Совет по делам РПЦ заявление «об окончательном разрыве» с религией. В своей книге «Побег из тюрьмы», Дарманский объяснял поступок, в том числе и тем, что нередко он становился свидетелем «болезненной жадности» попов к деньгам, диких ссор из-за дележа пожертвований и многочисленных нарушениях установленных Церковью канонов: панихид по некрещеным, отпеваний самоубийц и крещения без родительского согласия.

Раскрещивание у неоязычников

Чаще всего раскрещивание упоминается в контексте неоязычества – там оно символизирует «смерть в старой религии» и претворяет обряд имянаречения. Как пишут в статье «От Каббалы до «Раскрещивания» К. Жарчинская и О. Хазанов, неоязычники практикуют различные обряды раскрещивания и проводят их общинами в группе или индивидуально, со свидетелями при участии жреца или самостоятельно в домашних условиях. По словам волхва Союза общин «Велесов Круг» Богумила, раскрещивание представляет собой обряд очищения, который, впрочем, проводится и для крещеных в православии, и для некрещеных. Раскрещивание помогает отбросить «что-то старое» (не только православную веру), убрать негатив, устранить то, что гнетет, в отдельных случаях – снять сглаз. Впрочем, новое имя родновер может получить и без раскрещивания – если ничто его не тяготит, он не переживает жизненные трудности или моральные сомнения.

Как рассказывает в интервью Богумил, в разных общинах обряд раскрещивания-имянаречения проходит по-разному. У одних частью обряда становится сожжение старой рубахи, что символизирует уничтожение прежней жизни и образа мыслей, воспевание «гой» при мужском раскрещивании-имянаречении и «ма» – при женском, бросание топора с определением по ручке принадлежности человека к общине.

Иную версию раскрещивания приводит И. Черкесов в родноверческом сборнике «Родные боги». Обряд начинается с того, что человек распоясывается, встает на одно колено на рушник, а жрец с заговором очерчивает вокруг него посохом коло, затем «простукивает» новообращенного бубном вдоль позвоночника и причащает четырьмя стихиями: Землей (посыпает голову очищаемого освященным жито), Водой (трижды окропляет глаза, лоб и грудь очищаемого), Огнем (обносит огненной чащей или обмахивает горящим сукном), Воздухом (сдувает с очищаемого прежнюю жизнь, дуя в темечко). Завершается обряд разрыванием круга-коло и подпоясыванием освобожденного от старой жизни.

В книге Велимира «Русское язычество и шаманизм», описываются более радикальные обряды раскрещивания – снятия «рабского ошейника»: с порубанием икон, сжиганием Библии и нательных крестов, промыванием водой родничка на голове (символа связи с Родом и предками), который «замазали» при крещении священники. Обязательной частью раскрещивания является беседа с адептом, в которой новообращенный трижды отрекается – от Церкви, Святой Троицы и Христа.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх