На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Кастраты веками пели в Сикстинской капелле в Риме

Поистине ангельское пение возносится к сводам Сикстинской капеллы, расписанным великим Микеланджело Буонарроти. Построенная по заказу папы римского Сикста IV в XV, она хранит немало тайн. Так, ценой потрясающего звучания гимнов и хоралов, где действительно трудно заподозрить человеческие голоса, стали сотни личных трагедий мальчиков, которым никогда не суждено было стать настоящими мужчинами, певцов-кастратов.

Хор певцов-кастратов Сикстинской капеллы в начале XX века.
Хор певцов-кастратов Сикстинской капеллы в начале XX века.

Практическая сторона чуда

При постройке любого храма или часовни учитывались акустические свойства помещения. Это было необходимо, чтобы голос священника спокойно долетал до любой точки собора, а пение и звучание органа утрачивало все материальные черты.

Вместе с созерцанием удивительных по красоте росписей, это настраивало на возвышенный лад. Жаль, что за кулисами было все совсем по другому. Эти самые внеземные голоса принадлежали кастратам, которые набирались в хор Сикстинской капеллы по строжайшим критериям.

В Средние века женщинам вход в церковный хор был запрещено. На партии с высокой тесситурой ставились музыкально одаренные мальчики. Но все усилия педагогов пропадали даром, когда начинал ломаться голос. Да и шалостей от юных дарований было немало.

Алессандро Морески выдающийся певец кастрат.
Алессандро Морески выдающийся певец кастрат.

Физиологически остановить процесс взросления мужчины не так уж и сложно, достаточно оскопить ребенка, что и стали практиковать достаточно широко. Операция не давала никакой гарантии, что талант будет развиваться, а голос со временем не утратит того звонкого оттенка, который необходим для исполнения духовных произведений, поэтому те, кто достиг высот, были богаты, знамениты и пели не только в Сикстинской капелле, но и часто получали предложения ведущих партий в операх.

Особенности голоса кастратов

Интересно, что католическая церковь формально запрещала кастрацию, но негласно приветствовала талантливых оскоплённых новичков. Считалось, что высокий голос скорее услышат на небесах, поэтому значительная часть партий в произведениях Генделя, Скарлатти, Кариссими, Джироламо далла Каса писалась для так называемых "сопранистов", способных брать высокие ноты и обладавших особой прозрачностью голоса.

Голос кастратов отличался высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имел большую силу. Такой певец мог исполнять виртуозные пассажи большой длительности, что и использовалось в оперных постановках, но не особо приветствовалось в духовной музыке, более строгой, сдержанной, соответствующей определенным канонам.

Здесь более ценились способности петь "белым голосом", не обладающим индивидуальностью, который отлично вписывался в систему хорового исполнения. Этому учили с детства, сложившимся профессионалом исполнитель считался с 15-20 лет, получив глубокие знания по сольфеджио и гармонии. К этому возрасту складывалась определенная манера пения.

Уникальная запись Аллесандро Морески - последнего певца-кастрата Сикстинской капеллы.

 

Со временем нарушенные процессы в организме приводили к деформации фигуры, она становилась рыхлой, многие певцы набирали значительный вес, но это ничего не значило для волшебного звучания духовной музыки.

Сами исполнители находились на специальных балконах, закрытых от глаз прихожан и только чистейшие, лишенные всех мирских скорбей голоса причудливо сплетались в многоголосии, возносясь к куполу собора.

Послушайте пение и голос Алессандро Морески. Он был самым знаменитым певцом-кастратом в начале XX века в Риме.

 

Управлял хором Сикстинской капеллы в начале XX века композитор Лоренцо Перози.

Этот Перози, будучи в течение 60 лет бессменным руководителем детского хора Сикстинской Папской Музыкальной Капеллы, прекратил, наконец, варварскую практику кастрации мальчиков для церковных хоров.
Представьте, даже в начале ХХ века их в Италии продолжали кастрировать (хотя церковь и отрицала свою причастность). 22 ноября 1903 года Перози пришел к папе Пию Х и убедил его поставить в этом деле точку. Последние восемь кастратов были уволены (исключение было сделано только для великого Алессандро Морески). А. Мальгин

 

Представить себе пение кастратов мы сейчас не можем, не осталось таких певцов. Вот отрывок фильма о кастрате, возможно его голос звучал так.....

Или возможно так ... Из фильма "Фаринелли".

Но, я нашла видео, где мы можем услышать единственного певца-кастрата в Южной Америке , он говорит, что он сейчас единственный певец-кастрат в мире.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх