Пётр I не сумел воспитать себе ни достойного сына, ни приличного внука. Алексея он упустил, пока создавал свою великую империю: мальчишка вырос среди сюсюкающих бояр и для государственных дел оказался бесполезен. Судьба Петра II оказалась ещё печальнее.
Мальчик, который никому не был нужен
Когда царевича Алексея женили на немецкой принцессе, его мнения не спрашивали. Неудивительно, что родившийся в этом браке сын оказался ему безразличен.
Мать Петра II вскоре после родов умерла от перитонита. Царю заботиться о внуке было некогда: в разгаре была Северная война, строился Санкт-Петербург, хватало и других менее значительных, но срочных дел. Так что ребёнка поручили отцу, а зря!
«Любящий папа» приставил к сыну кормилицу, вдову трактирщика из Немецкой слободы, которая сама вечно была навеселе и младенцу, чтобы меньше кричал, давала в качестве соски платок, смоченный вином. Фактически, алкоголиком Пётр II стал даже раньше, чем научился ходить.
После того, как царевич Алексей сбежал за границу, к его сыну приставили учителей, но снова ошиблись с выбором. К моменту, когда Пётр I решил проэкзаменовать внука, тот в совершенстве знал татарские ругательства, но был очень плох в немецком и латыни, а русский не знал вовсе. Государь вспылил, лично высек учителей, но так и не подобрал им достойную замену.
Пётр I умер в 1725 году. Его супруга процарствовала немногим больше двух лет, но она и изначально считалась временным правителем. Переход власти к юному и несносному мальчику был неизбежным, и российская верхушка принялась плести изощрённые интриги, чтобы к моменту смерти Екатерины I иметь на него решающее влияние.
Игрушка в чужих руках
Императором Пётр II стал в мае 1727 года. Меншиков умудрился даже вписать в завещание государыни пункт о том, что все должны содействовать венчанию правителя с одной из его дочерей. Впрочем, «светлейший», как ни странно, отнёсся к мальчику душевнее всего. Он занимался его образованием, пытался готовить к роли самодержца, хотя и не забывал о своём интересе.
Политические противники Меншикова были куда менее разборчивы в выборе средств. Так Остерман планировал использовать в своих целях нездоровое влечение 11-летнего подростка к его 17-летней тётке Елизавете Петровне. А князья Долгорукие уже подобрали мальчику свою невесту – Екатерину, а главное - молодого друга Ивана. Так им и удалось выиграть в борьбе за влияние на императора.
Рецепт оказался на удивление прост: все знали, что Пётр II любит только кутежи и развлечения (особенно охоту), а ненавидит учёбу и чужие поучения. Поэтому Меншиков, пытавшийся сделать из эгоистичного, беспутного мальчишки хоть какое-то подобие приличного человека, был обречён. Пользуясь влиянием на Петра II молодого Ивана Долгорукого, его родные, ничуть не стесняясь, спаивали императора, подкладывали всё новых любовниц, не забывая при этом продвигать и интересы собственной претендентки в царские невесты.
Почти всё время мальчишка в короне проводил в пьянках и выездах на охоту, пока Долгорукие его руками расправлялись с политическими противниками и сворачивали преобразования его деда. На заседании Верховного Тайного совета Пётр II за 2,5 года появился один раз! Все решения от его имени проводили Долгорукие, и неизвестно, в каком состоянии император их принимал: столицу вернули обратно в Москву, Главный магистрат упразднили, флот забросили.
Эта вакханалия могла продолжаться десятилетиями, но в январе 1730 года после торжественных мероприятий по случаю Крещения Господня император заболел оспой. Через две недели он скончался. Эпитафия на могильной плите Петра II в Архангельском соборе Кремля начинается со слова «благочестивейший»...
Свежие комментарии