На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Молодой Кутузов. Как жил и как выглядел великий русский полководец до Отечественной войны 1812 года

Граф Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - уникальная историческая личность. При всех огромных заслугах фельдмаршала перед Родиной, большинству знаком лишь его литературный, кинематографический, а то и анекдотический образ. Реальный Михаил Илларионович заслонен от "благодарных потомков" фигурой грузного, одноглазого старика с пиратской повязкой на глазу (которой, кстати сказать, Михаил Илларионович никогда в жизни не носил и это не более чем выдумка кинематографистов).

Между тем, у Михаила Кутузова была весьма бурная молодость, в которой было немало интереснейших событий, так или иначе связанных с историей страны, которую Михаил Илларионович беззаветно любил и которой служил до последнего вздоха.

Сын артиллериста

 

5 сентября 1745 года в Санкт-Петербурге, в семье генерал-поручика от артиллерии Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова и его супруги Анны Илларионовны родился мальчик, назвали которого Михаилом.

До 14 лет Миша находился на домашнем обучении, его воспитанием занимались как наемные учителя, так и родители. В июле 1759 года Кутузов поступил в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, в которой трудился на должности преподавателя артиллерийских наук его отец.

Во время обучения Михаил продемонстрировал недюжинный талант к военному делу. Уже в декабре юноша был произведен в артиллерийские кондукторы 1-го класса, ему было назначено жалование. Кутузов настолько опережал своих сверстников в учении, что юношу начали привлекать для обучения офицеров: 14-летний парнишка рассказывал об артиллерийском деле парням значительно старше его.

В феврале 1761 года Кутузов успешно окончил школу, и остался при ней на должности преподавателя математики с чином инженер-прапорщика. Еще через пять месяцев Михаил в очередной раз пошёл на повышение: он стал флигель-адъютантом принца Гольштейн-Бекского, в те годы возглавлявшего Ревельское генерал-губернаторство.

На новой должности Кутузов проявил себя с наилучшей стороны, и в 1762 году был произведен в капитаны. Через некоторое время талантливого молодого военного назначили командиром роты Астраханского пехотного полка. Это было важнейшее событие в жизни Кутузова, ведь Астраханским пехотным полком в то время командовал его кумир - Александр Васильевич Суворов.

Первые сражения

 

Впервые Михаил "понюхал пороху" в 1764 году, когда участвовал в сражениях с польскими конфедератами в составе армии генерала И.И. Веймарна.

Первой большой войной Кутузова стала Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Опыт, полученный в битвах с турками, Михаил Илларионович позднее называл ключевым для себя, так как служить ему довелось под руководством гениев военной науки А.В. Суворова и П.А. Румянцева.

Кутузов участвовал в битвах при Рябой Могиле, при Ларге, Кагуле. В боях Михаил проявил сноровку и хладнокровие, за что был назначен помощником командира, а затем, после битвы при Попештах (декабрь 1771 года) - в подполковники.

Однако, был в успешно складывающейся карьере Кутузова и тяжелый момент, вызванный ошибкой молодости.

Ошибка молодости

 

Историки считают, что именно произошедшая с Кутузовым в 1772 году "оказия", привела к формированию его закрытого, сдержанного и осторожного характера.

"Оказия" заключалась в следующем. На одной из офицерских пирушек 25-летний подполковник Кутузов, вероятно, основательно выпив, позволил себе показать "пародию" на главнокомандующего русской армией сиятельного графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Недоброжелатели и завистники Кутузова поспешили донести фельдмаршалу. Румянцев, который по-отечески относился к Михаилу, сильно осерчал и немедленно отдалил Кутузова от себя.

Опальному подполковнику пришлось отправиться во 2-ю Крымскую армию, командовал которой князь В. М. Долгоруков. Проявить себя и продвинуться по службе во 2-й армии было значительно сложнее, чем в первой, на виду у Румянцева. Михаилу, по сути дела, пришлось начать заново выстраивать по кирпичику свою военную карьеру.

Зато молодой человек научился скрывать свои истинные мысли, чувства и намерения, приобретя свойства, определившие впоследствии Кутузова как полководца.

Глаз подполковника

 

Летом 1774 года турки были особенно активны в Крыму. Так, в июле Гаджи-Али-Бей высадил в Алуште мощный десант, однако, русским удалось сдержать натиск неприятеля и не позволить туркам прорваться вглубь Крыма. 24 июля 1774 года в ходе кровопролитного сражения русские освободили Алушту, отбросив турецкий десант обратно в море.

Это сражение запомнилось не только своим блестящим результатом, но и тем, что именно в нем великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов потерял глаз.

Во время высадки турок в Алуште подполковник Кутузов командовал гренадерским батальоном Московского легиона, и находился на передовой сражения. Выпущенная неприятелем пуля пробила Михаилу левый висок и вышла у правого глаза. Ранение было тяжелейшим, но, следовало признать, что Кутузову невероятно повезло: во-первых, мозг не был задет; во-вторых, глаз остался в глазнице, более того, зрение не было полностью потеряно. В своем донесении о ходе битвы генерал-аншеф В.М. Долгоруков упомянул и Кутузова:

Московского легиона подполковник Голенищев-Кутузов, приведший гренадерский свой баталион, из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штаб-офицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролёт в том же месте на другой стороне лица.

Строго говоря, Кутузов не ослеп, как принято считать. Он, как говорили в старину, окривел, то есть, получил окривевший, косой глаз.

Правая рука Суворова

 

За проявленную храбрость подполковник удостоился похвалы от самой императрицы. Кутузов получил от Екатерины II орден Св. Георгия 4-го класса, а также направление на лечение в Австрию. Все расходы на пребывание раненого героя за границей Государыня милостиво взяла на себя.

Михаилу понадобилось два года, чтобы полностью восстановить утраченное здоровье. И это время Кутузов даром не терял: он кропотливо штудировал труды по военной науке, повышал уровень своего образования.

В 1776 году Кутузов вернулся в Россию и восстановился на военной службе. В 1777 году Михаила произвели в полковники, он стал командовать Луганским пикинёрным полком, базирующимся в Азове. К этому году относится самый ранний портрет Кутузова, на котором мы видим 32-летнего полковника в мундире Луганского пикинёрного полка.

Молодой Кутузов. 1777 год.

Находясь в самом расцвете сил, Михаил задумал жениться. К тому же, и невеста была - замечательная, разумная и красивая барышня Екатерина Бибикова, дочь генерал-поручика Бибикова, 24 лет от роду.

Неизвестный художник. Портрет Е.И. Голенищевой-Кутузовой, 1778 год.

27 апреля 1778 года Михаил и Екатерина обвенчались в Петербурге, в Исаакиевском соборе. У пары родилось пять дочерей, одна из которых, Елизавета Михайловна Хитрово, прославилась впоследствии как близкий друг А.С. Пушкина, хозяйка знаменитого петербургского литературного салона.

В 1783 году Кутузов был переведен в Крым и назначен командиром Мариупольского легкоконного полка. Осенью 1784 года Кутузов получил новый чин - генерал-майора. В этот период Михаил Илларионович активно занимается теорией войны, разрабатывает новые тактические приемы и инструкции для армии.

Во время второй Русско-турецкой войны 1787—1791 гг. под командованием А.В. Суворова Кутузов участвовал в нескольких ключевых сражениях. В ходе сражения под Кинбурном генерал-майор Кутузов "отомстил" туркам за свой глаз, полностью уничтожив турецкий десант численностью более 5 тыс. солдат.

Однако, летом 1788 года турки снова "достали" Михаила Илларионовича, и снова - в голову. Вот как писал о втором ранении Кутузова австрийский фельдмаршал и военный писатель Шарль-Жозеф де Линь:

«Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна».

От новой раны Михаил Илларионович излечился в 1789 году. Приняв участие в нескольких значимых битвах, Кутузов особо отличился при взятии крепости Измаил в декабре 1790 года. При Измаиле Михаилу Илларионовичу удалось обратить на себя внимание Александра Васильевича Суворова, который написал о своем подопечном в донесении Императрице:

Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями… Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле; но был правою моей рукою.

Воистину, о большей славе военный не мог и мечтать. Но, как мы знаем, судьба уготовила Михаилу Кутузову не просто славу, но - бессмертие.

Дерзкий посол

 

Впрочем, до этого было еще далеко. Совершив на русско-турецком фронте еще несколько ярких подвигов, а также дослужившись до звания генерал-поручика, Михаил Илларионович отправился на фронт другой войны - Русско-польской 1792 года, где также был на первых ролях.

В следующем году Кутузов получил новое и, надо признать, весьма неожиданное назначение: Михаила Илларионовича направили в Турцию в качестве чрезвычайного посла. Человек, чуть не потерявший глаз в сражениях с турками, нанесший османам несколько сокрушительных поражений, как ни в чем ни бывало прибыл в Константинополь.

Турки относились к Кутузову с большим уважением: русскому послу удалось решить несколько сложных вопросов и, в целом, вывести русско-турецкие отношения на новый, гораздо более доброжелательный и конструктивный уровень.

При этом, Михаил Илларионович перед турками ничуть не заискивал, не тушуясь даже перед самим султаном Селимом III. Широко известным стал приход Кутузова в гарем султана - поступок, за который в Турции была положена смертная казнь. Однако, Селим III закрыл глаза не дерзкий поступок Кутузова.

Полководец-учитель

 

В 1795 году Кутузов был назначен главнокомандующим сухопутными войсками, флотом и крепостями в Финляндии. Кроме того, Михаил Илларионович стал генерал-губернатором Казанской и Вятской губернии и, по совместительству, директором Императорского кадетского корпуса.

К преподавательской работе Кутузов относился с невероятным для полководца такого масштаба усердием. Михаил Илларионович самостоятельно преподавал офицерам тактику, военную историю, артиллерийское дело и т.д. В этот период Кутузов, по сути дела, стал фаворитом Екатерины II: императрица чуть ли не каждый день приглашала Михаила Илларионовича к себе для беседы о судьбах России. Кутузов был одним из тех, кто провели с Государыней последний вечер ее жизни.

При Павле I многие бывшие фавориты Екатерины Великой попали в опалу, но не Кутузов. Новый царь очень уважал Михаила Илларионовича и с удовольствием беседовал с ним.

1798 год Кутузов встретил в чине генерала от инфантерии и должности посла в Пруссии: к слову, свою дипломатическую роль Михаил Илларионович исполнил безупречно, сумев сделать Пруссию союзницей России в битве с Францией.

В опале

 

Александр I, пришедший к власти после убийства Павла I, поначалу благоволил Кутузову: генерала назначили военным губернатором Санкт-Петербургской и Выборгской губерний. Однако, новый государь с опаской относился к людям из круга своего отца, и вскоре Михаил Илларионович попал в опалу. Кутузова сняли со всех должностей и отправили в ссылку, в его поместье Горошки в Малороссии.

Опальный генерал в первый раз пригодился Александру I в 1805 году, когда Россия вступила в антинаполеоновскую коалицию. В соответствии со своими союзническими обязательствами, царь отправил в Австрию две армии, одну из которых и было предложено возглавить Кутузову.

Между тем, в августе 1805 года Наполеон нанес сокрушительное поражение австрийской армии под Ульмом. Кутузов оказался один на один с французской армией и принял решение отступать. К октябрю 1805-го преследуемые французами русские войска преодолели более 400 километров. Угроза окружения нависала над Кутузовым вплоть до ноября 1905 года, когда Михаилу Илларионовичу удалось вывести войска к Ольмюцу.

Здесь Кутузов снова обратился к Александру I с призывом отвести армию к русской границе и там ждать подкреплений.

Однако, Александр I, посоветовавшись с австрийским императором Францем II, приказал принять генеральное сражение. Этим сражением оказалась Битва при Аустерлице, закончившееся грандиозным поражением русской и австрийской армий.

В ходе боя Кутузов получил очередное ранение - осколок снаряда порвал ему щеку.

Как это часто бывает, собственную ошибку Император предпочел переложить на другого - виновником поражения был неофициально "назначен" Кутузов. Официально же все было чинно-благородно, например, царь вручил Михаилу Илларионовичу орден Св. Владимира 1-о степени. Вместе с тем, Александр I написал своей сестре:

"Произошло при Аустерлице из-за лживого характера Кутузова".

Означало это только одно: Кутузов оказался в новой опале.

Опять турки

 

Возможно, Александр и не против был полностью устранить Кутузова от каких-либо государственных дел, однако, сделать это было сложно: очень уж популярен был Михаил Илларионович в народе.

В сентябре 1806 года Кутузова назначили военным губернатором Киева, а в марте 1809 года - командиром корпуса Дунайской армии. В ходе очередной русско-турецкой войны (1806-1812 гг.), Кутузов совершил беспримерный, немыслимый подвиг.

На посту главнокомандующего Дунайской армией, которым Михаил Илларионович был назначен в 1811 году, Кутузов собрал в Бухаресте ослабленные русские силы - около 15-20 тыс. солдат - и с ними нанес жесточайшее поражение 60-тысячному турецкому войску. Рущукское сражение стало одной из самых больших военных трагедий в истории Турции и одним из самых славных триумфов русского оружия.

Победа при Рущуке стала отправной точкой в общем разгроме турецкой армии. Совершив хитрый маневр, Кутузов блокировал оставшиеся части турок под Слободзеей, в то время как действующий согласно приказам Михаила Илларионовича, генерал Марков нанес сокрушительный удар по оставшемуся без поддержке главному лагерю великого визиря Ахмеда-ага на южном берегу Дуная.

Это был жестокий удар. Великий визирь, спасая свою жизнь, под покровом ночи трусливо покинул лагерь, бросив своих солдат на произвол судьбы. Турки полностью капитулировали, а Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов был произведен в графское достоинство.

Пришёл Кутузов бить французов

 

Начало Отечественной войны 1812 года Кутузов встретил в Санкт-Петербурге. После вторжения Наполеона в Россию Михаил Илларионович был назначен командующим Санкт-Петербургского ополчения, затем - командующим всеми войсками на Севере страны, включая Финляндию.

Между тем, на фронте дела были близки к катастрофе. Две Западные русские армии отступали, неся большие потери.

После того, как русские были вынуждены оставить Смоленск, Александр I создал специальный комитет, который должен был назвать кандидатуру на должность главнокомандующего русской армией. Комитет назвал одно-единственное имя - имя 66-летнего генерала от инфантерии князя Михаила Илларионовича Кутузова.

Александр, отбросив все свои предубеждения, согласился с решением комитета. Народ ликовал:

Пришёл Кутузов бить французов!

Назначение Михаила Илларионовича вызвало небывалый подъем не только в народе, но и в армии. Солдаты всецело верили старому фельдмаршалу.

Кутузов прекрасно понимал, что победить в открытом противостоянии сильнейшую армию в мире Россия не сможет. Нужна была хитрость.

"Мы Наполеона не победим. Мы его обманем", - сказал Михаил Илларионович на одном из советов. И оказался прав.

Старый лис Севера

 

Уже после Бородино, после изгнания французов из Москвы и разгрома Наполеоновских полчищ, французы дали Кутузову уважительное прозвище - Le vieux renard du Nord, что значит "Старый лис Севера".

И Михаил Илларионович и был таковым - старым лисом. Отдав французам Москву, спаленную пожаром, лишив их продовольствия и корма для лошадей, бросив неприятеля в объятия Дедушки Мороза и под дубину партизанской, народной войны, Кутузов сделал именно то, что он должен был сделать. Только так - и никак иначе! - можно было в тех условиях спасти Россию. И он ее спас.

Р.М. Волков "Портрет М.И. Кутузова".

7 октября 1812 года горделивый Наполеон начал спешный отход от Москвы. Попытка пробиться к Калуге, туда, где имелись столь необходимые французам продовольствие и фураж, закончилась жестокой трепкой под Малоярославцем и вынужденным бегством по Смоленской дороге, которую ранее сами же французы и разорили дотла.

И все равно Кутузов избегал больших сражений, все равно берег армию, лишь тревожил ослабленного до предела врага внезапными нападениями небольших партизанских и гусарских отрядов. Старый лис Севера, словно кнутом, гнал французов прочь из русской земли.

Немногословный, словно бы дремлющий, старик с бельмом на одном глазу, говорил редко, но метко, и часто приказы Кутузова расходились с мнением не только генералов, но и самого Императора.

Наполеон, объявленный гением европейского военного дела, оказался бессилен перед Кутузовым. Старый лис Севера набросился на куропатку и только перья от нее полетели. 600 тысяч солдат привел на русскую землю Наполеон, и лишь около 50 тыс. вернулись во Францию, остальные по большей части остались навсегда в полях России, среди нечуждых им гробов.

И.М. Прянишников "В 1812 году. Пленные французы", 1873 год.  Худ. И.М. Прянишников. 1873 г.

Что интересно, сам Наполеон относился к Кутузову с огромным уважением, тогда как обо всех прочих противостоявших ему полководцах император Франции чаще всего отзывался пренебрежительно.

Хочу, чтоб Ваша Светлость поверили тому, что мой посланник Вам скажет, особенно, когда он выразит Вам чувства уважения и особого внимания, которые Я с давних пор питаю к Вам. Не имея сказать ничего другого этим письмом, молю Всевышнего, чтобы он хранил Вас, князь Кутузов, под своим священным и благим покровом» - Наполеон. Письмо к Кутузову 3 октября 1812 года.

 

Последние дни Старого лиса

 

5 апреля 1813 года народный герой Отечественной войны, спаситель Отечества Михаил Илларионович Кутузов, находясь во время Заграничного похода русской армии в прусском городке Гайнау, тяжело заболел. Говорили, что пожилой фельдмаршал ехал верхом встречать Александра I под сильным дождём и простудился.

6 апреля Кутузову стало хуже, но он все еще пытался работать, сидя за столом. На следующий день состояние Михаила Илларионовича немного улучшилось, однако, 8 апреля фельдмаршал слёг.

Кутузова перевезли в городок Бунцлау, в дом отставного майора фон дер Марка. К великому полководцу приходили лучшие окрестные врачи - но тщетно. Поздним вечером 16 апреля 1813 года в возрасте 67 лет светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, спаситель России, победитель Наполеона, Старый лис Севера, скончался.

Тело Кутузова было доставлено в Санкт-Петербург 27 апреля. По пути на Родину повсюду - во всех городах и весях - встречал Михаила Илларионовича его благодарный народ. Народ, который Кутузов спас. Народ, неотъемлемой частью которого Михаил Илларионович всегда себя ощущал.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх