На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Портреты Александра 1 в детстве и юности. Как Екатерина 2 воспитывала наследника престола?

Гравюра с портрета молодого Александра Павловича. автор портрета и его местонахождение неизвестны.

Гравюра с портрета молодого Александра Павловича. автор портрета и его местонахождение неизвестны.

Когда сегодня повторяют мнение современников о красоте императора Александра 1, то обычно, слегка при этом удивляются, вспоминая портреты полноватого, лысоватого мужчины с по женски приятной улыбкой на розовощеком лице. При этом, обычно, делают скидку на изменение вкусов - мол, в те времена, ВОТ ЭТО было идеалом мужской красоты.

Между тем, никаких скидок не нужно. В детстве и юности Александр действительно был внешне ангельски хорош , а с возрастом... что ж, время никого из нас не щадит.

Портреты молодого цесаревича Александра Павловича будут сегодня иллюстрировать мой рассказ, ну а темой его будет воспитание наследника императорского престола.

Екатерина Вторая не занималась воспитанием собственных детей. Точное их количество знала только она сама, это не тема настоящего поста. Но в жизни их или не участвовала, или присутствовала чисто номинально - в виде далекого и, видимо, иногда не очень обозначенного спонсора. Официальным ее сыном и наследником был Павел 1. Но того сразу после рождения конфисковала Елизавета Петровна, и человеческих отношений между ними так потом и не сложилось. К тому же, ходили все эти слухи - о темном происхождении Павла... в общем, как мать Екатерина Великая явила себя только для своего народа.

Но вот бабушкой она была полноценной. Особенно, когда речь заходила о ее первом внуке и наследнике - Александре.

Родителями Александра Павловича были: Павел Петрович (1754 - 1801 гг.), официально - сын Екатерины 2 и наследник престола и его вторая супруга - Мария Федоровна (при рождении - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская ) (1759 - 1828 гг.)

1 из 2
Примерно так выглядели родители Александра 1 в 1777 году.

Екатерина была счастлива. Поздравления с рождением Александра принимали не его родители, а она, бабушка. Она же выбрала ему и имя, веря в то, что оно влияет на судьбу человека. Александрами были как Александр Великий, Македонский, так и Александр Невский. В честь них и был назван мальчик. Бабушка хотела великой судьбы ему, и государству, которым он будет руководить.

Александр с погремушкой. Автор не известен.

Александр с погремушкой. Автор не известен.

В честь рождения Александра были проведены долгие и пышные празденства: 201 раз стреляли пушки, был отслужен специальный благодарственный молебен в придворной церкви, целый месяц проводились многочисленные балы, маскарады и увеселения.

Чтобы сын и невестка не путались под ногами и не мешали воспитывать внука, Екатерина объявила их неспособными к такой деятельности и просто забрала ребенка на свою половину дворца. Когда то так же с ней поступила Елизавета, и сама Екатерина очень страдала от ситуации, будучи разлучена с Павлом. Но... когда сын стал взрослым, обошлась с ним аналогичным образом.

На этом, однако, сходство ситуации закончилось.

Павел 1 воспитывался Елизаветой Петровной, русской по духу, в полном соответствии с традициями: Павел рос забалованным, залюбленным и закутанным. Закутанным в прямом смысле - его укутывали в меха даже при теплой погоде, чтобы никакой сквозняк не добрался до долгожданного наследника и не загубил его. Именно этим Екатерина Вторая объясняла его слабое физическое и психическое здоровье.

В великом деле воспитания внука - будущего главы империи она пошла другим путем. Были проштудированы все самые современные тогда книги по этой теме, и под процесс подведена научная основа. "Господина Александра", как сразу с рождения бабушка называла внука, ждало спартанское детство.

Ребенок лежал в прохладной, почти холодной комнате, которую еще дополнительно постоянно проветривали. Никаких перин - только жесткий кожаный матрац, никаких колыбельных с укачиваниями - только тяжелая железная кровать твердо стоящая на ножках. Никаких укутываний - мальчика запрещалось даже пеленать. Никакой тишины - в комнате разговаривали во весь голос, а под окнами еще и стреляли пушки - так эти окна были расположены... Несколько раз в день купания в холодной воде, спал младенец когда хотел, а покормить его могла (грудью!) не только кормилица, а вообще любая женщина. Уж зачем последняя экзотика - непонятно.

Нянькой у него была англичанка, прививавшая любовь к простоте, порядку и опрятности.

Александр рос веселым, ласковым и послушным. Бабушка постоянно пребывала в восторге наблюдая за ним. А наблюдать у нее возможности было много - мальчик постоянно находился рядом. Екатерина самолично с ним играла, мастерила ему игрушки, и даже занимаясь государственными делами держала ребенка подле себя.

Она придумала ему специальную свободную детскую одежду, а когда он подрос - написала Бабушкину азбуку - книгу, которая стала настольной книгой не только наследника Александра, но и тысяч других русских детей. Книга состояла из назидательных пословиц. Потом она писала для него и другие детские книги. Когда родился Константин, Екатерина говорила о его ценности прежде всего с той точки зрения, что теперь у любимого Александра будет напарник в играх и учебе.

1 из 3
Картины с изображниями братьев.

Когда внуки подросли, царственная бабушка решила, что женского воспитания им достаточно - надо переходить к мужскому. После чего лично подобрала им целый штат наставников. В наставники попали генералы, а так же некоторые знаменитые ученые того времени.

Чему учили будущего императора, а заодно и его брата Константина?

Им прививали здоровые привычки, умение различать добро и зло, правила поведения, строгие нравственные представления.

Мальчики так же изучали во всех аспектах собственную страну. Здесь использовались карты, описания земель, растений, животных, торговли и промыслов, населяющих империю народов, их одежды, нравов, обычаев, веры, законов и языка. К картам прилагались иллюстрации с изображениями природных и архитектурных достопримечательностей, схемы дорог и т. д.

1 из 7

Но особое внимание уделялось изучению истории. Детских кних по истории России тогда не было, поэтому Екатерина написала такую книгу сама, старательно изучив летописи и придав повествованию назидательно - поучительный оттенок. Труд назывался Записки касательно Российской истории . Вполне доброкачественное сочинение, которое царица дарила, к примеру, иностранным послам (чтобы тоже знали главные вводные данные).

Вообще, ходили упорные слухи, что и трон Екатерина собирается передать не сыну, а сразу внуку. Так что при известии о ее смерти это было второй новостью, которую ожидали все, включая Павла.

Все было прекрасно в Александре. Но он оказался меж двух огней - бабушкой и родителями, и рано научился дипломатично лавировать между ними. Скрытность и некоторая доля неискренности были тоже побочными, так сказать, плодами воспитания, сформировавшими характер будущего царя. Он получился человеком большого обаяния, веселым, приятным, мягким в обращении с людьми, добрым и сентиментальным. Но был ли он хорошим государственным деятелем, ради чего, собственно, все и затевалось?

Вопрос, над которым ломает копья уже много поколений историков...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх