На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Незаслуженно забытая фантастика

Десять лет назад в кинотеатрах появилась экранизация одноименного романа Орсона Скотта Карда "Игра Эндера". Фильм не окупился в прокате, что похоронило надежды на сиквелы (Кард написал серию книг). Он не блещет отзывами критиков и потихоньку соскальзывает в Лету. А зря - на мой взгляд, это отличная фантастика, которую приятно не только смотреть, но и неоднократно пересматривать.





Конец двадцать второго века. Пятьдесят лет назад на человечество напала инопланетная разумная раса - формики (жукеры). Их вторжение было отбито только благодаря гениальным действиям землянина Мейзера Ракхема. Чтобы не допустить нового вторжения, человечество милитаризовалось, готовит ответный удар и судорожно ищет нового гениального командующего среди одаренных детей.

Эндрю Виггин, имеющий прозвище Эндер - "тот, кто заканчивает", "завершающий" - третий ребенок, а иметь больше двух детей законодательно запрещено. В его случае правительство сделало исключение, конечно же, ради основной задачи человечества - победы над жукерами. Старший брат, Питер, оказался очень способным, но был отбракован из-за излишней агрессивности, а сестра, Валентина, наоборот, из-за излишней доброты. В Эндере надеялись найти баланс этих качеств. Стоит ли говорить, что весь фильм Эндер мучается, не оказался ли он таким же садистом, как и брат. А основания для таких подозрений есть, потому что стараниями усиленно воспитывающих и развивающих его в командира взрослых, он оказывается в ситуациях, где приходится применять рассчитанное, совсем взрослое, насилие. Одновременно офицеры-воспитатели постоянно пытаются понять, тот ли он избранный, которому можно доверить командование земными силами.

Самая удачная идея фильма (и книги) - Боевая комната. В ней ведутся командные сражения в невесомости. Комната ценна тем, что отучает от вредной человеческой привычки думать в двух измерениях. А еще она очень классно смотрится на экране. Конечно, опытный глаз видит, как подвешивали актеров в сценах, где они входят в комнату, но вот кадры внутри сделаны прекрасно, возникает полное ощущение, что это настоящая невесомость.


Эндер приносит победу своей новой команде

Вообще, космические сцены сняты отлично, у здешнего человечества нет технологий искусственной гравитации, и это показано на хорошем уровне достоверности. Фантастические допущения обусловлены сюжетом - без мгновенной межзвездной связи не было бы смысла обучать одного полководца, каждому флоту пришлось бы назначать своего. А без молекулярного дезинтегратора невозможно было бы воевать с противником, превосходящим по численности в сотни и тысячи раз.


Жестовое управление интерфейсом. Эндер похож на дирижера

Конечно, если придираться, то можно начать задавать неприятные вопросы. Откуда гравитация в воротах Боевой комнаты, которые находятся на ее оси? Почему сражение идет по тропу "жидкого космоса" с очевидно низкими скоростями? Откуда в сцене финальной битвы атмосфера на совершенно неадекватном расстоянии от планеты? Но, если честно, эти вопросы хочется задавать только если специально начать искать несоответствия твердой научной фантастике. Бои здесь - пиршество для глаз, и, к тому же, очень быстро начинается другая история.



Люди неблагодарны. Спасешь человечество - станешь пугалом, которого все обвинят в геноциде. А когда в последующих книгах выяснится, что жукеры возродились, человечество снова смертельно испугается и снова соберется устроить геноцид, не переживая, что при новом Ксеноциде погибнет третья разумная раса. Вообще, "Игра Эндера" очень быстро прыгает от фантастического боевика "избранные дети учатся воевать" к глубоким вопросам контакта, конфликта, лидерства, коммуникации и геноцида. И эти серьезные темы оттеняются милыми простыми тропами вроде сержанта-инструктора, который сначала говорит, что никогда не будет салютовать Эндеру, а спустя минут двадцать экранного времени подносит руку к козырьку.

Отдельно стоит упомянуть музыку. Формально относясь к обычной эпической музыке для фильмов, композиции прекрасно соответствуют действию на экране и запоминаются не хуже шедевров Базиля Поледуриса. Собственно говоря из-за внезапно появившегося в голове трека из фильма я и решил его пересмотреть в очередной раз. Чего и вам рекомендую.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх