Свежие комментарии

  • Владимир
    Вы и представить себе не можете, какое кол- во картин люди не только не видели но и не слышали, что такие есть. И ско...Почему эта картин...
  • Валерий Кокарев
    В становлении США, как государства стояла Российская империя, которая защитила и встала на пути английских войск (кол...Почему эта картин...
  • Георгий Михалев
    Скотоводство дело сложное.Как Сталин контро...

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции

Редкое путешествие поездом обходится без чаепитий, бесед с попутчиками, быстрых забегов по магазинам при станциях и чебуреков с лотка. А как обстояли дела с железнодорожной романтикой до революции? Пришло время разобраться в этом вопросе.

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции

«Молчали жёлтые и синие; в зелёных плакали и пели…»

В этих строчках из стихотворения Александра Блока довольно точно описываются вагонный ряд и царившие там нравы. С 1879 года вагоны окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс был синим, второй — жёлтым, третий — зелёным.

Билеты продавались без мест; цена зависела от класса. Второй был примерно в полтора раза дороже третьего, а первый — в полтора раза дороже второго. Естественно, поездку за максимальную стоимость мало кто мог себе позволить, поэтому презентабельные вагоны ходили полупустыми. Чтобы снизить издержки, придумали вагоны-микст: одна половина предназначалась для первого класса, вторая — для второго. Окрашивали их двумя цветами.

Поезд из Петрограда во Владивосток. 1914—1917 годы

Поезд из Петрограда во Владивосток.

1914—1917 годы

Первым и вторым классами ездили преимущественно аристократы. В третьем классе публика подбиралась самая разношёрстная: рабочий люд, крестьяне, интеллигенция, небогатое дворянство.

Лев Толстой: «Пришлось от Горбачёва ехать в третьем классе, было неудобно, но очень душевно, приятно и поучительно».

Пассажиры первого и второго классов сдавали багаж и в вагон брали только ручную кладь. Люди с дешёвыми билетами всё добро несли с собой.

Бытовые неудобства

Когда видишь фотографии шикарных вагонов с коврами, диванами и столиками, даже не думаешь, что путешественникам приходилось терпеть какой-то дискомфорт. На самом деле до революции пассажиры были лишены многих удобств, которыми пользуемся мы сейчас.

Императорский поезд

Прежде всего, туалета и умывальника.

Клозеты появились в вагонах первого класса в 1863 году, в третьем классе — и того позже. Почти тридцать лет с момента запуска железнодорожного движения пассажирам приходилось терпеть.

Воспитывать стоицизм и презрение к трудностям помогало и отсутствие отопления. Зимой люди кутались в шубы, платки, тулупы — словом, натягивали на себя всё самое тёплое. Единственное, что могли предложить проводники, — это специальные ящики с раскалёнными углями или кирпичами. Но если за окном настоящая русская зима, то и это не спасало.

Модест Мусоргский: «На чугунке в пятницу замёрзла барыня — в Петербург явился труп её… Мороз страшный до 35 градусов доходит, я простудился и в путь пуститься не рискую…»

Отопление в поездах появилось в том же благословенном 1863 году.

Железнодорожная романтика

Р. Кабрера «Пара в поезде». 1890 год

Р. Кабрера «Пара в поезде».

1890 год Ну какая же романтика железных дорог без чая? Увы, знакомого нам чая в подстаканниках и перекусов пассажиры раньше тоже не знали. Аристократам из первого класса было неприлично чистить яйца и глодать куриные ножки, так что они ходили в вагон-ресторан. Правда, это стало возможно только с 1896 года, когда в России появились первые вагоны такого типа.

 

Вагон-ресторан Восточного экспресса

Вагон-ресторан Восточного экспресса

Публике из третьего класса было легче: там могли запросто достать припасы, поделиться с соседями, да ещё и выпить за знакомство.

Но вот с чаем тоже были проблемы, поскольку достать кипяток можно было только на станции. Когда поезд останавливался, все бежали со своими чайниками и котелками в кубовую — специальное строение, где размещались баки с водой.

Дорога от Петербурга до Москвы в середине XIX века занимала около 20 часов. Спальных мест не было, максимум — откидывались спинки диванов и кресел, как в современных автомобилях. Но несмотря на все неудобства, ехать по чугунке, как тогда называли железную дорогу, было лучше, чем добираться лошадьми.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх