Софья Ивановна Крамская родилась 21 августа в 1867 году. Живописец, иллюстратор и миниатюрист, она была дочерью художника – Ивана Николаевича Крамского.
Единственная девочка среди своих братьев была отцовской любимицей. Софья училась в обычной гимназии, но творческая атмосфера, существовавшая в родном доме, рано определила интерес к живописи. Отец поддерживал ее и старался развить в ней художественные навыки, став первым учителем девочки. В детстве Соню считали некрасивой, но с возрастом, как это часто бывает, она похорошела. Для Ивана Крамского дочь всегда была любимой моделью. Даже тогда, когда ей пришлось обстричь волосы из-за болезни, и на ее голове вырастал неровный ежик волос, на полотнах отца девочка-подросток получалась поразительной красавицей с глубоким взглядом.
Софья и правда была изящной девушкой. Репин, будучи учеником Крамского, восхищался ее фигурой. Альберт Бенуа серьезно ухаживал за ней и имел на девушку планы, но в свои тридцать он был для шестнадцатилетней Сони слишком старым. Без жениха девушка не осталась. Ее заинтересовал молодой врач, представитель известной медицинской династии – Сергей Сергеевич Боткин. Родня роскошно отметила помолвку молодоженов, а Крамской на радостях написал потрясающе красивые парные портреты жениха и невесты.
Судьба подкинула Софье и свой подарок. Сергей Боткин неожиданно для всех, кто окружал его, влюбился в подругу невесты, Александру Третьякову. Помолвку, конечно, расторгли, а Саша Третьякова совсем скоро вышла замуж за бывшего жениха подруги. Крамская даже нашла в себе силы, чтобы сохранить с Третьяковой товарищеские отношения. Но сам случай надолго отправил Софью в депрессию. Спасла девушку родная сердцу живопись. В шестнадцать лет Крамская с головой ушла в работу, со временем начиная демонстрировать настоящие профессиональные успехи.
Чтобы отвлечь дочь от душевного смятения, Крамской в 1844 году вместе с ней едет за границу. Тогда он хотел и сердце подлечить, ведь уже был очень болен. Странствуя по Франции, Софья полюбила живописные этюды на плэнере. После года путешествий Крамской писал, что его дочь заимела некоторый живописный талант. Крамской знал, что умирает и переживал за дочь, которая еще не встала на ноги и не нашла себя.
Незадолго до своей смерти, Иван Николаевич, тревожась за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а сильна, как будто уже мастер. Так задумаюсь иногда и самому страшно. Личная жизнь грозит превратиться в трагедию». У Крамской и правда долго не получалось оправиться от удара, который ей нанес Боткин. Она ни в кого не влюблялась и даже не думала выходить замуж. Лишь в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отец давно был мертв, женщина заключила брак с петербургским юристом – Георгием Юнкером.
И это совсем не было браком от отчаяния или безысходности. Супружеская пара поддерживала друг друга во всем. Георгий оказал Софье посильную помощь в создании музея ее отца. Софья в свою очередь собирала для Георгия материалы о декабристах для его книги. Крамская не переставала писать картины, а муж продолжал писать свое монументальное исследование. Но дописать его не случилось: мужчина погиб в разгар Первой мировой войны. Ему было шестьдесят три, а Софье пятьдесят. Крамская ухватила у судьбы семнадцать лет личного и семейного счастья, но судьба сказала хватит.
Во времена репрессий по политическим статьям Софья Крамская очутилась, чуть ли не среди первых арестованных. Арестовали ее в тридцатом году. Обвиняли в создании антисоветской группировки, внедрении контрреволюционеров в советские учреждения. Крамская, в отчаянии, писала даже Калинину. Указывала ему на то, что с юности зарабатывала на жизнь художественным трудом и что работала на советскую пропаганду. Но ничего не помогло.
Сначала ее отправили в Иркутск. Крамская не расстроилась и тут же нашла работу – рисовала иллюстрации в журналы для колхозников. Затем ее перевели в Канск. И там она не отчаялась и начала ретушировать фотографии, даже когда новый инсульт полностью парализовал ее левую сторону туловища. После перевезли в Красноярск, и тут Софья не выдержала. Она стала писать жене Горького, Екатерине Пешковой, которая защищала многих ссыльных. В письмах женщина умоляла не дергать ее туда-сюда по стране и дать ей работу. Крамская умела рисовать абсолютно всё.
Благодаря Пешковой дело Софьи Крамской было пересмотрено. Тогда наполовину парализованную женщину перевели в Ленинград, где она прожила еще год и умерла. К сожалению, большинство ее работ, собранных в Острогожском музее, сгорели во время войны.
Свежие комментарии