Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Портреты понятно, тяжко, наверное, было современникам их в быту различать.Как на старинном ...
  • Валерий Федосеев
    Неоднократно во все части тела, чуть прозевал он весь уходит в плоть, даже жопы не видать. Один клещ поселился навечн...Американец подхва...
  • Елена Мамонова
    в поликлинике удаляли потомАмериканец подхва...

Инженерные инновации Древнего Рима на службе у военных

Древним римлянам принадлежит множество изобретений в области военной техники. Если противник превосходил их в чём-то, римляне искали способы противодействия врагу и применяли различные новинки, нивелирующие преимущество противника. Например, в 280 г. до н.э. в Италии высадился царь Пирр со своей армией. В битве при Гераклее он выпустил на римлян прежде невиданных ими боевых слонов. Римские лошади испугались и конница в панике бежала, что привело к поражению Рима.

Слоны Пирра в бою. Картина современного художника.

Слоны Пирра в бою. Картина современного художника.

Через год состоялась битва при Аускуле, в ходе которой римляне выставили против слонов метателей сосудов с зажигательной смесью. Тогда Пирр послал вперёд лёгкую пехоту, рассеявшую римских метальщиков. После этого слонам уже ничто не препятствовало. Они пошли вперёд, сминая ряды римлян. Пирр и в этот раз одержал победу, но слишком дорогой ценой. После битвы при Аускуле появилась поговорка «пиррова победа». В конечном итоге Пирр проиграл войну с Римом.

Реконструкция римского корабля, оснащённого «вороном».

Реконструкция римского корабля, оснащённого «вороном».

Следующее изобретение, оказавшее существенное влияние на ход боевых действий, римляне применили в Первой пунической войне. В то время флот Карфагена не просто превосходил римлян численно: карфагеняне, преемники финикийцев, были умелыми моряками.

Поскольку основным средством уничтожения вражеского корабля был таран, маневрирование на поле боя гарантировало победу. Римляне не могли соперничать с противником в этой области, поэтому они нашли способ превратить морское сражение в аналог сухопутного. Они придумали штурмовой трап, который назвали «ворон». Опускаясь на палубу вражеского корабля, штырь на конце этого трапа пробивал её и намертво скреплял два боевых судна. По трапу десантировалась римская пехота и брала корабль противника на абордаж.

Римские катапульты. Картина современного художника.

Римские катапульты. Картина современного художника.

Римляне заимствовали у греков гастрафет, античный предок арбалета. Не ограничившись копированием, они придумали и свои оригинальные боевые механизмы, в итоге на вооружении римских легионов были катапульты, баллисты, онагры и «скорпионы» (мощные становые арбалеты). Римляне применяли эти метательные машины и на боевых кораблях, а также для защиты крепостей.

Переправа римской армии по понтонному мосту. Рельеф на колонне Марка Аврелия, II в. н.э.

Переправа римской армии по понтонному мосту. Рельеф на колонне Марка Аврелия, II в. н.э.

Но гораздо важнее был системный подход к военному инженерному делу. В каждом легионе штатно имелось две или больше центурий технических специалистов, которыми командовал военный трибун. Его должность называлась «префект фабрум» и он отвечал за исправность штатной боевой техники, а также за все инженерные работы. Кроме того, римские армии, отправлявшиеся в далёкий поход, сопровождал инженерный корпус, который в числе прочих задач занимался быстрым наведением понтонных переправ и строительством постоянных мостов.

Строительство римлянами моста через Рейн. Современная иллюстрация.

Строительство римлянами моста через Рейн. Современная иллюстрация.

Настоящим шедевром римского инженерного искусства стал мост Юлия Цезаря, пересекавший Рейн. Его длина была больше 100 метров, он стоял на крепких сваях и был возведён всего за 10 дней. А в начале II века н.э. римляне создали намного более впечатляющий мост в нижнем течении реки Дунай. Его строили больше года, он был капитальным сооружением из камня и бетона. Длина моста достигла 1135 метров, ширина 15 метров, а высота над уровнем воды — 19 метров. Через этот мост снабжались римские войска в Дакии, с берега мост прикрывали кастры (крепости) Понтес и Дробета.

Вал Адриана на картине современного художника.

Вал Адриана на картине современного художника.

Огромное значение имели также военные дороги, которые строили римские легионеры с использованием труда местного населения. Они строились на совесть, поскольку от дорог зависела скорость прихода подкреплений, а также снабжение римских войск, которым предстояло воевать в этой области. Ещё важнее были линии укреплений, называемые «лимес», то есть «граница». Некоторые линии обороны римских рубежей назывались в честь императоров, в правление которых они были возведены: Адрианов вал (стена длиной 117 км, пересекавшая Британию), вал Антонина, Траяновы валы. Но чаще их именовали по названию местности. К примеру, Верхнегерманско-ретийский лимес протянулся на 550 км от Рейна до Дуная.

Конструкция древнеримского подъёмного крана с ручным приводом.

Конструкция древнеримского подъёмного крана с ручным приводом.

Каким же образом римским военным удавалось в короткие сроки возводить столь масштабные сооружения? Дело в том, что не только инженеры, но и каждый легионер был опытным работником, умевшим не только рыть ров или рубить деревья, но и возводить капитальные строения. Если легион оставался на одном месте долгое время, то простой частокол вокруг лагеря постепенно сменялся деревянными, а затем каменными стенами.

Обустройство римского лагеря. Современная иллюстрация.

Обустройство римского лагеря. Современная иллюстрация.

Их прикрывали сторожевые вышки, а потом и мощные каменные башни с площадками для размещения баллист. Инженеры размечали местность и руководили работами, но практически всё строительство мостов, дорог и крепостей велось руками обычных римских солдат.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх