Военные песни — жанр особый. Знакомые и ребенку мелодии пробирают своим настроем до самых глубин, отражая страшнейшие периоды истории. Песни-свидетели войны вдохновляли солдат на лобовую атаку, дарили надежду на Победу, напоминали о ждущей дома семье. Фронтовая песня сопровождала солдата везде: и в окопе, и в тылу, и на больничной койке, дойдя до победного марша. И несмотря на то, что цель у этих жизнеутверждающих мелодий была одна, истории создания разные и, порой, тернистые.
«На безымянной высоте» о событиях в Калужской области
Песня о реальной защите безымянной высоты.
Знаменитая песня создавалась в 1963-м для киноленты "Тишина". Текст отображает реальные события 1943-го, когда 18 красноармейцев в ночь на 14 сентября участвовали в операции овладения высотой под деревней Рубеженка в Калужской области. Встретив непосильное немецкое сопротивление (18 бойцов против двух сотен фашистов), ребята не сдались, отбивая всю ночь вражескую атаку. К утру живых из них осталось двое: рядовой Лапин, которого приняли за мертвого, и сержант Власов, плененный немецкими захватчиками и сбежавший позже в партизанский отряд. Стихи к песне написал Михаил Матусовский, а музыка позже родилась в голове Вениамина Баснера прямо в поезде. Записывать было не на чем, поэтому Баснер держал знакомую нам сегодня мелодию в голове. В надлежащий вид песню получилось привести лишь по прибытии домой.
Перевоплощения «Синего платочка»
«Синий платочек» менялся, но живет.
Своя история есть и у «Синего платочка». Польский музыкант и композитор из Белостока Ежи Петерсбурский оказался после 1939-го советским гражданином. Как-то в присутствии поэта Галицкого он сел за рояль и исполнил красивую мелодию. Проникшийся мелодикой писатель тут же положил на музыку стих о синем платочке. Позже с этой песней выступили Станислав Ландау, Лидия Русланова, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. С началом Великой Отечественной на эту мелодию полтавский поэт Ковынев написал новые слова, но множественные перепечатки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война» сделали текст народным. О своём авторстве Ковынев поневоле забыл. Когда в феврале 1942-го перед солдатами Волховского фронта с этой песней выступала Клавдия Шульженко, она предложила лейтенанту-поэту Максимову придумать более жесткий и боевой вариант текста. Максимов песню переписал, и уже на следующий день певица спела бойцам обновленный хит.
Почему запрещали «В землянке»
Текст родился в землянке после обстрела.
Осенью 1941-го корреспондент «Комсомольской правды» Алексей Сурков, пребывавший в расположении штаба стрелкового полка под Кашино, попал под минометный обстрел. Шинель его порвало осколками, и первое, что он сказал, придя в себя, - «до смерти было всего четыре шага». Слова засели у него в голове, и уже ночью, действительно в землянке, он написал и отправил супруге свои новые строки. Зимой Сурков перевелся в редакцию «Фронтовой правды», и однажды туда пришёл композитор Листов, спросивший не пишет ли кто из журналистов военные стихи. Сурков дал ему свой текст, и уже через неделю зазвучала готовая песня. Ее в исполнении Лидии Руслановой записали на пластинку, и «В землянке» разлетелась по стране.
Но к лету песню запретили, изъяв из продажи все пластинки. Повод – упаднический настрой в строках «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага». Сурков отказался переписывать текст, но его, под одной из версий, спас Константин Симонов, переделавший от имени товарища слова. Теперь это звучало, как «До тебя мне дойти нелегко – замела все дороги пурга». Правда, к исходу войны, когда Победа была предрешена, песня свободно зазвучала в своем первом варианте.
«Вставай, страна огромная!» мелом на стене
Песня первых военных дней. /Фото: rusplakat.ru
«Священная война» открывала историю военной песни. Василий Лебедев-Кумач сочинил стихи в первые дни войны. 24 июня 1941-го текст опубликовали газеты «Известия» и «Красная Звезда», музыка Александра Александрова родилась в тот же день. Записывать ноты возможности не было, и композитор изобразил их мелом на доске, а музыканты переписывали в тетрадки. 26 июня 1941-го песня впервые прозвучала на публике на Белорусском вокзале в исполнении одной из выезжавших на фронт групп Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР.
Марш «Прощание славянки», рожденный в 1912-м
Изначальный текст о войне на Балканах. /Фото: upload.wikimedia.org
Изначально песня, написанная в 1912 году штаб-трубачом кавалерийского полка Тамбова Василием Агапкиным, сводилась к военным впечатлениям от событий Первой Балканской войны. Этот марш символизировал проводы на войну, на службу или просто дальнее путешествие. За пределами России музыкальный символ стал наиболее узнаваемым и ассоциируемым сначала с Российской империей, а затем с СССР и Российской Федерацией. Часть музыковедов утверждают, что Агапкин создал свое произведение на основе известной в солдатской среде народной песне времён Русско-японских баталий 1905-го.
«Прощание славянки» оставалось популярным и после 1917 года, поселившись в Белом движении. В Первую мировую на музыку марша сочинили добровольческую песню, дошедшую до нас в трёх вариантах периода Гражданской войны: песня солдат Добровольческой армии, «Сибирский марш» народной армии, песня Дроздовской дивизии армии Колчака. Есть неподтвержденные сведения об оркестровом исполнении марша на параде в 1941-м. Но официальную популярность песня получила уже после войны. С 1955-го под «Прощание славянки» с севастопольского железнодорожного вокзала отправлялись поезда.
Трогательная история «Журавлей» и Хиросима
Журавли – символ бессмертия погибших. /Фото: img-fotki.yandex.ru
"Журавли" - реквием по погибшим солдатам, ставшим жертвой страшной войны. История песни не менее трогательна, чем ее суть. В 1965-м Расул Гамзатов приехал в печально известную японскую Хиросиму, где от ядерного удара погибли сотни тысяч мирных людей. Среди них была девочка, которая решила сложить тысячу бумажных журавликов, но не успела. Эта история сильно впечатлила поэта, и по приезду домой он на одном дыхании сочинил известные строки. Когда стихи опубликовали СМИ, их сразу заметил советский артист Марк Бернес. Уже пребывая в состоянии тяжелобольного человека, он попросил композитора Френкеля положить строки на музыку. С тех пор живет потрясающая песня "Журавли".
Свежие комментарии