"Мама, нашли твоего деда". Зачем нужна ДНК-идентификация красноармейцев

В среднем из ста найденных останков красноармейцев удается установить личность семерых. Один из таких редких случаев — Куприян Светлаков. Его идентифицировали по ДНК и спустя 78 лет после гибели захоронили рядом с родными в Алтайском крае. Как новейшие научные методы помогают возвращать имена воинам, погибшим в Великую Отечественную и предаваемых земле только в наши дни, — в материале РИА Новости.

Куприян Светлаков, Вологодская область, Оштинский рубеж

В сентябре 1941 года началась осада Ленинграда. Одновременно немцы и примкнувшие к ним финны стремились прорваться вглубь страны, чтобы замкнуть второе кольцо блокады. Их остановили на реке Оште в Вологодской области. Бои тут продолжались 990 дней, до июня 1944-го.
Поисковые отряды давно исследуют местность, где проходил Оштинский рубеж. Обнаружили и захоронили более двух сотен останков, но многие остаются непогребенными, а значит, работа продолжится. В июне прошлого года поисковики прочесывали лесной район у Оштинского сельского поселения.
"Это был завал. Много сухих веток, поваленных деревьев. Не испугалась, пробралась в самые заросли. Удар щупом — противогазная трубка! Кто-то есть, — вспоминает в соцсети поисковик Наталья Бабаина. — Я нашла его… Солдата, который ждал меня, чтобы рассказать о себе... Чтобы вернуться в свою семью спустя 78 лет".
У бойца не было смертного медальона, зато сохранились два ремня. На одном нацарапано "Светлаков К. Т.". "Мы к подписным предметам осторожно относимся, солдаты могли ими обмениваться, им могли выдать чей-то ремень", — уточняет Ирина Метелкина, председатель Вологодского объединения поисковиков.
Ремень с фамилией и инициалами Светлаков К.Т, найденный вологодскими поисковиками - РИА Новости, 1920, 28.04.2021
© Фото : МОО "Вологодское объединение поисковиков"
Ремень с фамилией и инициалами "Светлаков К. Т.", найденный вологодскими поисковиками
Волонтеры отправились в архивы, чтобы выяснить, какие воинские подразделения участвовали в боевых действиях в этом районе, изучили списки солдат и обнаружили в ОБД "Мемориал" единственного с совпадающими инициалами — Светлаков Киприян Трифонович, 1901 года рождения, призван в Алтайском крае.
Приступили к поиску родственников. И снова удача — откликнулась внучка, проживающая с семьей в Кемеровской области.
"Поисковики опубликовали пост во "ВКонтакте" о розыске и вышли на моего старшего сына. У него фамилия Светлаков. Сын позвонил: "Мама, нашли твоего деда", — рассказывает Нина Копылова.
Антрополог, исследовавшая останки, по характерной форме черепа подтвердила близкое родство со Светлаковыми из Кузбасса. "На фотографиях детей моего деда видна очень характерная особенность — узкая нижняя челюсть", — отмечает Нина Васильевна.
Поисковая экспедиция Ошта-2020. Раскопки - РИА Новости, 1920, 28.04.2021
© Фото : МОО "Вологодское объединение поисковиков"
Поисковая экспедиция "Ошта-2020". Раскопки
Все указывало, на то, что это ее дед, несмотря на разночтение в документах — по военным он — Киприян, по гражданским — Куприян. Служил лесником. Прямо из леса ушел на фронт, даже домой не заехал попрощаться. У него остались жена и шестеро детей. С марта 1942-го числился пропавшим без вести.
Чтобы исключить малейшие сомнения, решили провести ДНК-анализ. В Следственном комитете Вологодской области открыли уголовное дело, взяли у Нины Копыловой образец ДНК и сравнили с выделенным из зубов погибшего бойца. "Стопроцентное подтверждение", — говорит Ирина Метелкина. Для вологодских поисковиков это первый опыт ДНК-идентификации.

Как проводят ДНК-анализ

Поиски красноармейцев, павших в Великую Отечественную, относятся к военной археологии. Ученые поясняют, что в этом случае приходится иметь дело уже с палеоДНК, выделяемой из длинных трубчатых костей и зубов.
ДНК неплохо сохраняется — тысячи лет. Разрушиться может, если останки были в кислой среде или обуглились.
"Берут около нанограмма ДНК. Столько содержится примерно в 170 клетках человека. В каждой клетке два генома — от матери и отца. В случае палеоДНК 30-50 геномов достаточно для надежного результата ", — рассказывает доктор биологических наук Игорь Корниенко, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН, профессор Южного федерального университета. Он занимался генетической идентификацией останков воинов, погибших в Афганистане, Чечне, жертв терроризма в Беслане, крупных авиакатастроф.
Этот метод применяют с 1980-х, технологии ушли далеко вперед. Однако с опознанием красноармейцев есть большая сложность — братьев и сестер почти не осталось, а из более далеких родственников не каждый годится.
У ближайших кровных родственников анализируют ядерную ДНК, но с каждым поколением общие участки генома все больше размываются и точность результата падает. Тогда берут Y-хромосому, которая передается практически неизменной по мужской линии, либо митохондриальную ДНК, наследующуюся по материнской линии.
Как наследуется генетическая информация мужчинами и женщинами - РИА Новости, 1920, 28.04.2021
© Иллюстрация РИА Новости
Y-хромосома наследуется практически без изменений по мужской линии, ДНК в митохондриях клеток передается по женской линии. Эти виды исследований используются при сравнении ДНК дальних родственников
"Скажем, предполагаемый внук, родившийся у сына родной сестры солдата, для точной идентификации не подойдет. Мужская и женская генетические линии у него заведомо разные", — приводит пример ученый.
В 2007-м в Эстонии поисковики обнаружили самолет Ил-2, потерпевший крушение в 1944 году, в нем останки двух летчиков. По архивам ОБД "Мемориал" установили имена — младший лейтенант Владимир Лазарев и сержант Дмитрий Ермоленко. Позже нашли родственников.
"Образцы крови родной сестры и двоюродного брата — это большая удача. Кроме ядерной ДНК, мы исследовали Y-хромосому и митохондриальную ДНК", — вспоминает Корниенко.
В 2016 году на линии обороны "Миус-фронт" поисковики наткнулись на подбитый самолет с тремя скелетами. Уцелел серийный номер, по которому в архивах отыскали имена членов экипажа. Нашли и предполагаемых родственников, в том числе дочь родной сестры младшего сержанта Владимира Дзюбы. Результат анализа — положительный.
Фрагмент нижней челюсти младшего сержанта Владимира Дзюбы. ДНК выделено из зуба - РИА Новости, 1920, 03.05.2021
© Фото : И.В. Корниенко
Фрагмент нижней челюсти младшего сержанта Владимира Дзюбы. ДНК для исследования выделено из зуба

Когда ДНК-анализ отрицательный

"Положительных идентификаций очень мало. Влияет масса факторов: не так прочли полуистлевшие бумаги, свидетели могли ошибиться", — продолжает профессор.
В 2001-м исследовали ДНК летчика, разбившегося в Ленинградской области. У экспертов были образцы крови его родной сестры, и все вроде бы указывало на то, что погибший — ее брат, дважды Герой Советского Союза майор Александр Карпов, пропавший без вести 20 октября 1944 года при выполнении боевого задания. Но нет. "Анализ митохондриальной ДНК это опроверг", — констатирует ученый.
ДНК-идентификация становится все сложнее, потому что все меньше остается прямых родственников, а на поиск дальних "правильных" уходит много времени.
"Представьте, 80 лет назад чей-то брат ушел на войну. Мы сейчас занимаемся идентификацией солдата 1924 года рождения, который погиб под Вязьмой в 1941-м, перед Вяземским котлом. Старший лейтенант Александр Краснов, 280-я стрелковая дивизия. Волонтеры ищут родственников. Уже лет через десять-пятнадцать это станет невозможно", — отмечает профессор.
Массовую генетическую идентификацию сдерживает то, что нет централизованной программы поддержки поисковиков. Работа в архивах, поиск родственников, передача биоматериала, ДНК-идентификация — все это на общественных началах. Процесс затягивается на месяцы и годы.
"Все молекулярно-генетические исследования мы выполняли на основании частных запросов от поисковиков, общественных организаций. Только один раз к нам с письмом обратились из Министерства обороны", — уточняет Корниенко. Без официального запроса следственных органов и открытия уголовного дела исследование ДНК не считается экспертизой и не оплачивается государством.
"Великая Отечественная воспринимается уже как далекая история. А поисковики находят много останков, и, получается, они никому не нужны, кроме них самих. Если бы не волонтеры, и того бы мизерного количества генетических идентификаций не было бы", — заключает профессор.
Игорь Корниенко, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН, профессор Южного федерального университета - РИА Новости, 1920, 03.05.2021
© Фото : И.В. Корниенко
Игорь Корниенко, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН, профессор Южного федерального университета, специализируется на ДНК-идентификации современных останков и палеоДНК

Почему необходим ДНК-анализ

В октябре 2017-го члены МПО "Костер" обнаружили останки в Знаменском районе Орловской области. Почти два года ушло на то, чтобы опознать человека — Мусина Ракия Нигматзяновна, медсестра 14-го отдельного медико-санитарного батальона 18-й Гв. Краснознаменной СД, 1921 г. р., погибла летом 1943-го.
"Ни медальона, ни красноармейской книжки. По легендам установили имя. Но легенда и останки среди леса — разные вещи. Вычислили родственников, провели ДНК-анализ. На тот момент была жива ее сестра. Совпадение 99,9 процента. Ракию отвезли домой и захоронили на семейном кладбище", — рассказывает Николай Красиков. И добавляет: каждый случай — не только сложный в обработке, но и дорого обходится. То ДНК-исследование стоило поисковикам больше 50 тысяч.
Глава о медсестре Ркии Мусиной, останки которой нашли поисковики в Орловской области - РИА Новости, 1920, 28.04.2021