Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Когда появились профессиональные заводчики, уже знали. А любители в прошлом в лучшем случае просто сводили в одном за...Эйшо — вдова, не ...
  • Степан Капуста
    Дружба народов.Китайский марсохо...
  • Залман Рабинович
    Так у меня жена, когда по телеку электросварку показывают, до сих пор прикрывает глаза рукой...Укушенные телевиз...

Байконур, часть 1: Музей

"В командировку?" - спросил меня таможенник. Немного подумав, я согласился. Но уже пройдя контроль, задумался, с чем сравнить свои ощущения. Для человека, интересующегося космонавтикой, оказаться на космодроме Байконур - это как для ребенка попасть в Диснейленд. Не конфетно-сладкий, а с палящим солнцем и величественными руинами на горизонте, но все равно захватывающий дух. Мне повезло попасть в группу блогеров и журналистов, приглашенных на запуск модуля "Наука". За почти неделю мы посмотрели немало: музей, город, вывоз "Науки", МИК "Протонов", МИК и старт "Союзов", пуск "Науки". Сегодня я расскажу про музей истории космодрома, мы пройдемся по залам, посмотрим экспозицию под открытым небом, заглянем в макет "Бурана" ОК-МЛ1 и в домики Гагарина и Королева.

Байконур, часть 1: Музей


Видео в формате 360° и фото с текстовыми подписями, мне кажется, отлично дополняют друг друга.



Музей расположен на второй площадке, недалеко от одного из монтажно-испытательных комплексов ракет-носителей "Союз" и в двух километрах от первой площадки, "Гагаринского старта". Музей расположен в здании бывшего клуба войсковой части 25741 и открылся в 1965 году.

Сразу около входа в витрине лежит очень любопытный документ: указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении военных, которые строили космодром.

Любопытен он сразу по двум пунктам. Во-первых, главные конструкторы получили Ленинскую премию за запуск спутника осенью 1957, а строители, которые уже построили и стартовую площадку и МИК, получили награды за строительство только 25 июля 1958 года, при том, что первый пуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года. Во-вторых, удивительно название - вместо хронологически корректного "Научно-исследовательский полигон №5" написано прямо "Космодром Байконур". А по известной и тиражируемой истории название "Байконур" появилось как маскировка уже после полета Гагарина. Получается, каким-то образом название "Байконур" не только появилось, но и стало достаточно распространенным для появления в документах уже спустя три, а не шесть лет после начала строительства.

Байконур, часть 1: Музей

Напротив вот такой вот прелестный местный колорит.

Байконур, часть 1: Музей

Камера сгорания и сопло двигателя РД-0110. Этот двигатель стоит на третьей ступени РН "Союз" и имеет четыре маршевых и четыре рулевых камеры.

Байконур, часть 1: Музей

Над двигателем карандашные рисунки французского художника и моделиста Сержа Грасьо (Serge Gracieux), изображающие этапы полета советской лунной пилотируемой программы. Рядом две прекрасные миниатюры советского и американского лунных модулей, подаренные музею Сержем Грасьо и Винсентом Меенсом (Vincent Meens).

Байконур, часть 1: Музей

Пульт управления заправкой ПУЗ-В для ракет-носителей семейства "Союз". Любопытно, что можно найти список боевого расчета 12 апреля 1961, и там указана модификация пульта ПУЗ-Е. Литера Е логична - ракета-носитель "Восток" под корабли "Восток" получила третью ступень "блок Е". Но вот более поздняя и универсальная модель, совместимая также с РН "Молния" с четвертой ступенью "блок Л" или РН "Союз" с третьей ступенью "Блок И", имеет обозначение ПУЗ-В. Может быть, "В" - это "верхние <ступени>"? Обозначений блоков первой и второй ступеней (А-Г), действительно, на пульте нет.

Байконур, часть 1: Музей

С другой стороны зала под картинами Алексея Архиповича Леонова большая коллекция значков. Увы, современные значки на первом плане смотрятся как откат назад от богатства форм и разнообразия дизайна.

Байконур, часть 1: Музей

А вот это - центральный пульт управления испытательной станцией 11Н6110. Она упомянута в четвертой книге Б.Е. Чертока как очень удачное решение. Станции появились одновременно с первыми кораблями "Союз", а всего их изготовили более сотни, и они работали до 90-х годов. Табличка в музее подтверждает слова Чертока - там сказано, что на таких станциях испытывали "Союзы", модули станций "Салют", "Мир" и даже служебный модуль "Заря" МКС.

Байконур, часть 1: Музей

В черной коробочке - ключ на старт, поворот которого включал программу пуска ракеты-носителя. Он появился еще во времена самых первых советских баллистических ракет "Р-1", и буквально лишь в последние годы от него окончательно отказались.

Байконур, часть 1: Музей

Байконур строили военные. Работали на нем военные. Даже в "Укрощении огня" на стартовой площадке работают военные, которым для конспирации выдали красивые цветные куртки. Плюс, необходимо помнить историю отечественного ракетостроения. Так что в коридоре на фоне фотографий ветеранов стоят макеты снарядов легендарных "Катюш" - М-13 и М-30.

Байконур, часть 1: Музей

Еще один интереснейший экспонат из истории космонавтики. Вот такие вот гировертиканты стояли на "Р-1", а до этого, очень похожие, на "Фау-2". Гировертикант управлял ракетой по курсу и крену, а гирогоризонт - по тангажу. Потом их сменили гиростабилизированные платформы, работающие по трем осям сразу. А сейчас постепенно переходят на твердотельные датчики без движущихся частей.

Байконур, часть 1: Музей

Гировертикант находится в зале, посвященном Совету главных конструкторов - Королеву (ракета в целом), Глушко (двигатели), Бармину (стартовые сооружения), Рязанскому (радиосвязь), Кузнецову (гироскопические приборы), Пилюгину (системы управления). В витринах личные вещи конструкторов и связанные с ними артефакты. А в углу стоит макет первой советской ракеты на гибридном топливе ГИРД-09. Рядом, если приглядеться, видны афиша фильма "Укрощение огня", для которого специально изготовили летающую копию ракеты 09 и портрет Кирилла Лаврова с автографами.

Байконур, часть 1: Музей

Стенд, посвященный Валентину Глушко. Рядом с макетом "гелиоракетоплана" (космического корабля на электрических ракетных двигателях), "счастливой" рубашкой и книгой с автографом совсем незаметно стоит первый в мире электроракетный двигатель, разработанный в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) под руководством Глушко. В двигатель подавались проволочки металлов, которые взрывались, замыкая собой контакты, и создавали тягу. Именно такая схема сейчас не используется, но выброс рабочего тела под воздействием электричества позволяет обеспечить гораздо более высокий удельный импульс (эффективность двигателя), чем у химических ракетных двигателей.

Байконур, часть 1: Музей

Одна стена коридора посвящена катастрофам на Байконуре, произошедшим в один день - 24 октября 1960 и 1963 годов. В 1960 году из-за ошибок при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 во время выполнения работ включился двигатель второй ступени, по разным данным, погибло от 74 до 126 человек.

Байконур, часть 1: Музей

В 1963 году произошел пожар в загазованной кислородом шахте МБР Р-9А. Погибло 8 человек. С тех пор на Байконуре 24 октября - день памяти, не ведутся работы на технике, на эту дату не назначают пуски, а на космодроме проводятся траурные мероприятия.

Байконур, часть 1: Музей

Контейнер для собаки. Несмотря на фото Лайки над ним, он даже не от суборбитальных пусков, а от "Космоса-110".

Байконур, часть 1: Музей

А вот этот контейнер, вопреки фото Ветерка и Уголька перед ним, относится к полетам собак на "Востоках" перед человеком. Сравните с контейнером Белки и Стрелки в Музее космонавтики на ВДНХ - это разные экземпляры одной конструкции.

Байконур, часть 1: Музей

Механизм чтения перфоленты первой серийной советской ламповой вычислительной машины "Урал-1". Один экземпляр из почти двухсот выпущенных машин использовался на космодроме для расчета полета ракет. В качестве перфоленты использовалась фотопленка.

Байконур, часть 1: Музей

1000 ламп, производительность 100 операций в секунду, память 1024 машинных слова (4,5 килобайта). Машины этого типа попадали даже в школы для обучения детей программированию.

Байконур, часть 1: Музей

Помните ключ на старт? Вот его пульт. Ключ вставлялся в отверстие с красной окантовкой в центральной секции и поворачивался по команде "Пуск". Эта модель пульта использовалась в 1957-1964, затем использовались пульты со светлыми панелями.

Байконур, часть 1: Музей

Копия листа бумаги, на котором Сергей Королев придумывал названия для первого корабля с человеком на борту. Все названия на букву "В". Почему? Скорее всего это так и останется тайной истории советской космонавтики.

Байконур, часть 1: Музей

Радиотелефонный аппарат, по которому Сергей Королев переговаривался с Гагариным в исторический день 12 апреля 1961. Рядом по дереву выжжен портрет Юрия Алексеевича, но почему-то на фоне стартующего "Протона".

Байконур, часть 1: Музей

Очень милый экспонат: 5 апреля 2011 года стартовал "Союз ТМА-21" с личным именем "Гагарин" и космонавтами Александром Самокутяевым, Андреем Борисенко и Рональдом Гараном. Головной обтекатель, как положено, был сброшен и его половинки упали в степи по трассе полета. Их нашли, вырезали нижнюю часть с портретом Гагарина и, дав расписаться космонавтам и тем, кто готовил ракету к полету, поставили в музей.

Байконур, часть 1: Музей

Схема подачи бетона при строительстве стартового стола. Восемь машин непрерывным конвейером подают бетон на строительство. 2400 кубометров бетона предполагается уложить за 5 суток в два этапа, сначала самосвалами, затем бадьями двух кранов.

Байконур, часть 1: Музей

Катапультируемое кресло космонавта и манекен в скафандре, летавшие 25 марта 1961 с собакой Звездочкой на "Спутнике-10". Подарок музею от С.П. Королева.

Байконур, часть 1: Музей

Боковая приборная панель корабля "Восход". Отличается от панели корабля "Восток" только тумблером отстрела стренг парашюта (внизу слева) и дополнительными тумблерами выбора тормозного двигателя и ручного включения резервного твердотопливного двигателя.

Байконур, часть 1: Музей

Передняя приборная панель корабля "Восток". На "Восходах" были практически такие же.

Байконур, часть 1: Музей

А вот, для сравнения, приборная панель ранних версий кораблей "Союз".

Байконур, часть 1: Музей

Приборная панель ЭВМ "БЭСМ-2М". На Байконуре она использовалась для траекторных измерений - наземный радар принимал сигнал передатчика космического аппарата и передавал данные на ЭВМ, которая рассчитывала орбиту. "БЭСМ-2М" была на порядок производительнее "Урала" - до 10 тысяч операций в секунду, имела оперативную память 2048 39-разрядных слов (почти 10 килобайт). Шестьдесят лет назад, действительно, панель можно было назвать "цвета заварного крема" ("Понедельник начинается в субботу" Стругацких).

Байконур, часть 1: Музей

Пульт инструктора для тренировки космонавтов по ручной стыковке. Инструктор на этом пульте давал вводные, а космонавт, сидя в тренажере космического корабля, пытался произвести стыковку или решить созданные инструктором проблемы. Справа габаритно-массовый макет скафандра "Орлан" для выходов в открытый космос.

Байконур, часть 1: Музей

Большая витрина посвящена космической еде, от ушедших в прошлое тюбиков до современных консервированных и сублимированных (высушенных вакуумом) продуктов. Справа в витрине белье и гигиенические принадлежности, слева - снаряжение для выживания при вынужденной посадке, отлично виден гидрокостюм для покидания приводнившегося спускаемого аппарата.

Байконур, часть 1: Музей

Снаряжение для выживания, укладка "Гранат-6". Разработан в 70-х, и сейчас космонавты используют обновленную версию, с современными фонариком, радиостанцией и медикаментами.

Байконур, часть 1: Музей

Детали космического туалета корабля "Союз".

Байконур, часть 1: Музей

Корабельный скафандр "Сокол" космонавта Николая Рукавишникова в ложементе. Ложементы и скафандры изготавливаются индивидуально для конкретного космонавта. Это не очень экономно, поэтому ведутся работы по созданию более универсальных конструкций.

Байконур, часть 1: Музей

Заглядываем в макет спускаемого корабля "Союз". Судя по тому, что внутри два ложемента, а слева установлено кислородное оборудование, это "Союз" 70-х годов, после катастрофы "Союза-11", но до трехместного "Союза Т-3", полетевшего в 1980. Видна уже знакомая приборная панель, под ней "визир специальный космонавта" ВСК, перископ для ручной стыковки. По краям кадра видны бортовые иллюминаторы спускаемого аппарата.

Байконур, часть 1: Музей

Один зал посвящен космическому сотрудничеству. По программе "Интеркосмос" с 1978 года летали, и, как правило, становились первыми космонавтами своих стран граждане Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама и других стран. Благодаря программе "Интеркосмос" свои космонавты есть у Кубы, Сирии и даже Афганистана.

Байконур, часть 1: Музей

Здесь же витрина, посвященная программе "Союз- Аполлон".

Байконур, часть 1: Музей

Самый необычный и ценный подарок - от делегации Вьетнама. Портрет Хо Ши Мина рисовался двадцать лет и выполнен кистью из одного волоска, поэтому имеет плоскую поверхность.

Байконур, часть 1: Музей

Скафандр для работы в открытом космосе "Орлан" и специальная охлаждающая одежда под него. В костюме слева проложены трубочки, по которым прокачивается вода, охлаждая космонавта.

Байконур, часть 1: Музей

Фотография, на которой расписываются космонавты, посещающие музей перед полетом. В самом низу виден цветочек подписи Ли Со Ён, летавшей на МКС в 2008. А еще, если приглядеться, можно увидеть три смайлика в подписях Олега Артемьева, который летал только два раза, но по каким-то причинам расписался еще и в 2020.

Байконур, часть 1: Музей

Предыдущая итерация этой же традиции. Тут, правда, не только космонавты. Стоит отметить большой черный автограф Алексея Леонова от 4 апреля 1981 слева вверху.

Байконур, часть 1: Музей

Любопытнейший артефакт с мыса Канаверал - гайка, удерживавшая твердотопливный ускоритель спейс шаттла. Наглядно видна работа пироболтов, разорвавших гайку в момент старта. На STS-111, в пуске которого использовалась эта гайка, вернулся космонавт Юрий Онуфриенко.

Байконур, часть 1: Музей

Еще один зал посвящен недавним полетам на МКС. И если у пилотируемых экипажей однообразные памятные медали, то вот у робота Федора, летавшего на "Союзе МС-14", симпатичная статуэтка.

Байконур, часть 1: Музей

Схема космодрома. На переднем плане река Сырдарья, аэродром Крайний и город Байконур. Музей расположен по центру выше, у серого "Союза" перед тремя ракетами.

Байконур, часть 1: Музей

Рядом стоят несколько двигателей. Вот твердотопливная тормозная установка с фоторазведчиков "Зенит-4".

Байконур, часть 1: Музей

Двигатель НК-33, созданный на основе Н-15 для советской лунной сверхтяжелой ракеты Н-1, по иронии судьбы, начал летать только в 21 веке: он стоял на американской РН "Антарес" и используется на "Союзе-2.1в"

Байконур, часть 1: Музей

С другой стороны выставлен трудяга РД-107, который в двух модификациях стоит на первых и вторых ступенях всего семейства Р-7 кроме "Союза-2.1в"

Байконур, часть 1: Музей

В последнем большом зале много разнообразных артефактов вплоть до витрин администрации города Байконур, МЧС и местной прокуратуры. Вот, например, система управления первой ступенью РН "Союз-ФГ", извлеченная в 2007 из упавшей с высоты 45 км ступени, выводившей корабль "Союз ТМА-10".

Байконур, часть 1: Музей

По центру гиростабилизированная платформа для системы управления орбитального корабля "Буран", слева - внешняя память бортового компьютера, справа - бортовой компьютер.

Байконур, часть 1: Музей

Блок системы астроориентации космического аппарата "Целина". В составе 4 звездных датчика и 4 солнечных датчика.

Байконур, часть 1: Музей

На радиостанции Р-343М стоит очень интересная антенная решетка. К сожалению, на ней только дарственная надпись.

Байконур, часть 1: Музей

Переходим к наружной экспозиции. Перед входом в музей стоит корабль "Союз" ранних модификаций, опознающийся по здоровенной мачте антенны системы автоматической стыковки "Игла" (с 1986 ее заменили на более компактные антенны системы "Курс") и двигателям причаливания и ориентации на перекиси водорода (маленькие красные цилиндрики в центральной части). Начиная с модификации "Союз Т" двигатели причаливания и ориентации (ДПО) стали использовать то же топливо, гептил/амил, что и сближающе-корректирующий двигатель (СКД). Без теплозащиты отлично видно деление корабля на отсеки: белый слева - бытовой отсек, песочного цвета "фара" - спускаемый аппарат, зеленый цилиндр - приборно-агрегатный отсек. Отлично видны радиаторы системы обеспечения теплового режима (белое с ребрами на зеленом).

Байконур, часть 1: Музей

Вид с торца. Еще один признак ранней версии - три двигателя в ряд. В центре основной СКД, по бокам два сопла резервного. Начиная с модификации "Союз-Т" на корме стоит один СКД, а в случае его отказа можно вернуться с орбиты на ДПО. Солнечные панели (от них осталась половинка одного "крыла") говорят, что, возможно, это корабль самого начала 70-х, версии "Союза-10" и "-11", потому что потом, для облегчения корабля, солнечные панели сняли, а "Союзы" до 9 включительно не имели стыковочного агрегата с системой внутреннего перехода (для того, чтобы перейти между состыковавшимися кораблями, надо было выходить в открытый космос).

Байконур, часть 1: Музей

Контейнер боевого блока. Внутри хранилась атомная боеголовка.

Байконур, часть 1: Музей

Установщик для боевой ракеты Р-9. Она была создана в ОКБ-1 С.П. Королева и стала первой в СССР ракетой, которую заправляли переохлажденным жидким кислородом, для ускорения заправки и улучшения характеристик. Одновременно она же - лебединая песня боевых ракет на криогенных компонентах топлива, стало очевидно, что ракеты на высококипящих компонентах или твердотопливные удобнее и эффективнее. Так что Р-9 сняли с вооружения уже в 1976. Зато ее верхняя ступень стала основой для верхних ступеней семейства "Р-7".

Байконур, часть 1: Музей

Слева стартовый стол для Р-9 - она была универсальной и могла стартовать как с наземного старта, так и из шахты. Справа кислородно-водородный двигатель РД-0120, стоявший на второй ступени (центральном блоке) РН "Энергия".

Байконур, часть 1: Музей

Разгонный блок ДМ. Изначально был разработан для советской пилотируемой лунной программы, но в модернизированном виде используется и сейчас. На "Протон" и "Ангару" можно ставить разгонные блоки "Бриз-М" или ДМ.

Байконур, часть 1: Музей

Вторая ступень зенитной ракеты С-75. До 1 мая 1960 года, когда недалеко от Свердловска сбили U-2 Гари Пауэрса, американские самолеты-разведчики летали над территорией СССР, и первые фото Байконура появились у США уже в августе 1957. Зенитный комплекс С-75 появился на боевом дежурстве у космодрома в 1961, так что США пришлось перейти на разведку при помощи спутников.

Байконур, часть 1: Музей

Антенны станции приема телеметрии МА-9МК. Использовались с 1970 по 2000, работали с "Союзами" и "Протонами".

Байконур, часть 1: Музей

Одна из более не используемых модификаций головного обтекателя для "Протонов" 11Ф639.

Байконур, часть 1: Музей

Лабораторный отсек орбитального корабля "Буран". Мог устанавливаться в грузовой отсек челнока. В США вполне успешно использовали аналогичный лабораторный модуль Spacelab.

Байконур, часть 1: Музей

Экспозиция машин космодрома. На переднем плане вездеход ГАЗ-71, он же ГТ-СМ.

Байконур, часть 1: Музей

Командный пункт, переделанный из самоходки времен Великой Отечественной ИСУ-122. Убрали орудие, получился неплохой вариант для наблюдения за пусками, способный выдержать осколки упавшей недалеко ракеты. Использовался С.П. Королевым.

Байконур, часть 1: Музей

Восстановленная до отличного состояния бронированная пожарная машина ГПМ-54 на базе танка Т-54. В середине 80-х четыре таких машины доставили на Байконур.

Байконур, часть 1: Музей

Ну и, конечно, гвоздь экспозиции под открытым небом - макет орбитального корабля ОК-МЛ1 (изделие 0.04). Этот макет использовался для примерочных испытаний, поэтому он соответствует реальному челноку внешне - размерами, массой, креплениями. Внутри же он был проработан слабо. Макет стоял на территории космодрома, подвергался набегам вандалов, поэтому в 2007 году был перевезен на охраняемую площадку около музея. В то же время внутри разместили экспозицию.

Байконур, часть 1: Музей

Поднявшись по трапу в прорезанное в борту отверстие оказываемся в грузовом отсеке. Здесь для удобства посетителей изогнутое дно грузового отсека застелили ровным полом. На фото переборка из грузового отсека в жилую палубу. Круглый люк аутентичен - к нему у реального челнока мог крепиться стыковочный отсек для полетов к орбитальным станциям и/или лаз в лабораторный модуль.

Байконур, часть 1: Музей

Заглядываем на нижнюю, жилую палубу (она же бытовой отсек). Прежде всего, в реальном челноке здесь был бы герметичный модуль кабины, было бы меньше места в направлении вперед, и люк слева был бы двойным. Далее, пространство у бортов было бы заставлено шкафами с припасами, едой, гигиеническими принадлежностями и оборудованием. Слева, у люка, располагался бы туалет. А люков вверх, в кабину пилотов, было бы два, второй, симметрично, справа.

Байконур, часть 1: Музей

Верхняя палуба, кабина пилотов, она же командный отсек. Сверху слева видно аутентичное исполнение кабины с типичным для аэрокосмической сферы контрением гаек проволокой. Это трудоемко, но гарантирует, что они не отвинтятся самопроизвольно. А оборудование кабины установлено в 2007 и честно изображает аутентичное, можно сравнить со схемой приборной панели и фото кабины летавшего "Бурана" перед пуском.

Байконур, часть 1: Музей

Аутентичная переборка, разделяющая носовую часть фюзеляжа и грузовой отсек, с одним иллюминатором справа (по центру кадра иллюминатора не было), а так же два верхних иллюминатора в крыше носового отсека.

Байконур, часть 1: Музей

Вид в хвостовую часть. В грузовом отсеке установлен макет спутника, примерно так бы это и выглядело на настоящем челноке. В белый цвет покрашены створки грузового отсека, которые на реальном челноке раскрывались бы после выведения. Вместе с ними переходили бы в рабочее положение радиаторы системы обеспечения теплового режима.

Байконур, часть 1: Музей

Кормовая часть грузового отсека. За синей переборкой справа у реального челнока располагался большой криогенный бак с жидким кислородом (на шаттле такого не было), приборный отсек и двигатели орбитального маневрирования.

Байконур, часть 1: Музей

В грузовом отсеке располагается экспозиция, связанная с историей "Бурана". Вот, например, гиростабилизированная антенна системы сближения и стыковки "Курс", адаптированной с "Союза" на "Буран".

Байконур, часть 1: Музей

Последняя наша остановка - домики Гагарина и Королева. В первые годы работы космодрома около площадки №2 (МИК "Р-7") были построены четыре трехкомнатных домика. Первый назвали "маршальским", там располагались председатель Госкомиссии или маршал Неделин. Оставшиеся три отдали главным конструкторам. В домике №2 первоначально жили Сергей Королев, Василий Мишин и Борис Черток. Спустя какое-то время жилищные условия на космодроме улучшились, и Королев стал единоличным обитателем второго домика. А первый домик стал домиком космонавтов - там переночевали Гагарин и Титов в ночь на 12 апреля 1961. Затем в нем же отдыхали перед стартом космонавты "Востоков" и "Восходов". Гагарин лег на дальнюю кровать, Титов на ближнюю. Это стало традицией - назначенный на полет космонавт укладывался на дальнюю кровать, а дублер - на ближнюю. На "Восходах" на дальнюю кровать ложился командир экипажа. А ко временам "Союзов" здесь уже сделали музей.

Байконур, часть 1: Музей

Домик Королева. Здесь Сергей Павлович провел немалую часть последних восьми лет жизни. Кабинет.

Байконур, часть 1: Музей

Спальня.

Байконур, часть 1: Музей

Гостиная. Кухни в домиках не было.

Байконур, часть 1: Музей

Продолжение следует, пусть и медленнее, чем мне бы хотелось.

Выражаю благодарность пресс-службе Роскосмоса за приглашение, и, отдельно, Элине, Анне и Екатерине за самоотверженный труд по организации поездки.

Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Байконур, часть 1: Музей

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх