Актриса Мария Пуаре была известна как автор и исполнитель романсов, ввела в России моду на лебедей, а еще она «прославилась» благодаря судебному процессу. Первый муж отправил с лечебницу для душевнобольных, а второй хотел спровадить на каторгу.
Мария Пуаре родилась в 1863-м году в Москве, ее матушка – дочь суконного фабриканта, а отец – француз, спортсмен Яков Пуаре, преподавал гимнастику и фехтование, к нему на занятия ходил молодой и неуверенный в себе Лев Толстой.
От него Марии и досталась звучная французская фамилия. Однако на сцене она взяла себе псевдоним попроще: Марусина. Но это случится позже. Родителей лишилась в детстве, жила у дяди. И очень рано выскочила замуж: в 16 лет за некоего инженера Свешникова, который был старше Марии «всего» на 30 лет.
Нелады в семье начались сразу же. Девочка после ухода из жизни матери стала писать стихи, увлеклась музыкой, театром, захотела стать актрисой, мужу эти хобби и желание не нравились. Простым битьем посуды ссоры в доме Свешниковых не закончились: Мария оказалась в лечебнице для душевнобольных.
Просто так из подобных заведений выйти не получится. Нужен кто-то извне, кто будет доказывать, что пациентом все в порядке. Родителей нет, старший брат в 1877 году эмигрировал во Францию, 5 других братьев и сестер младшую недолюбливали.
«Вытаскивал» Марию из дома скорби известный режиссер, антрепренер Михаил Лентовский, владелец увеселительного сада «Кинь грусть», что располагался в 1870-е годы в Новой Деревне, под Петербургом.
Как познакомились Мария и Михаил – неясно. Вероятно, что через младшую сестру Лентовского, Анну, с которой мадам Свешникова дружила.
Лентовский считал, что у нее цыганский характер: уж очень полуфранцуженка любила свободу и образ жизни, который характеризуется эпитетом «кочевой».
В 1880 году началась артистическая карьера Марии Марусиной (такой псевдоним взяла себе урожденная Пуаре). 10 лет она выступала на сценах, причем ей доставались роли мужчин.
Мария в мужской роли.
Пела и романсы, цыганские в том числе. Через 10 лет перешла работать в Александринку. А в 1898 году – в Малый.
А вот отношения с Михаилом Лентовским дружескими быстро перестали, Мария и Михаил – ярчайшая пара Москвы тех лет. Дух авантюризма был склонен обоим. Левантовский был отправлен в тюрьму за то, что побил какого-то князя.
Чтобы скрасить его пребывание, Мария переодевалась в уличную певицу, а старый друг Лентовского – в шарманщика. Они становились под окна тюрьмы, и театральная звезда пела. После обходили собравшуюся вокруг них публику со шляпой, а потом полученные деньги отдавали бедным.
Об этой шалости судачила Москва.
Потом Мария Пуаре стала владелицей собственного театра в саду «Аквариум», сейчас это сад театра Моссовета. Стихи она и так с 8 лет писала, а в 1880-е стала печататься. Для собственного театра она и романс написала «Лебединая песня», ставший быстро популярным.
Граммофоны с пластинками имелись во многих домах. А «Лебединая песня» стала, выражаясь современным языком, хитом. Поклонники стали заваливать певицу фигурками лебедей из серебра, золота, фарфора и хрусталя. Если встретите упоминание о веерах с лебедями или подлокотниках кресел в виде шеи этой птицы, то знайте: «виновата» в моде Мария Пуаре.
Мамой Мария Пуаре стала один раз, в 1898 году появилась дочь Татьяна. Отцом был, разумеется, не Свешников, хотя он был «записан» таковым при крещении, которое состоялось в имении князя Долгорукова. Поэтому имя князя Павла Дмитриевича Долгорукова называют как одно из возможных: Мария жила хозяйкой в его подмосковном имении, принимали гостей как пара, вместе путешествовали. Так что без сплетен и слухов жизнь Марии Пуаре не обошлась.
Открытка начала XX века. Князь был заметной фигурой.
Обычно актрисы во время боевых действий дают благотворительные концерты, ездят на передовую, помогают в госпитале. С началом русско-японской войны мать-одиночка Мария Пуаре поступила иначе: отправилась в Порт-Артур… корреспондентом газеты. Хотя и концерты давала перед военными тоже.
В 1913 году Павел Свешников ушел к праотцам. И тогда Мария Яковлевна вышла замуж, но не за князя Долгорукова, а за его кузена, графа Алексея Орлова-Давыдова, чьей возлюбленной была уже много лет.
Князь Алексей Орлов-Давыдов, потомок одного из 5 братьев Орловых, богатейший человек России.
Женился не просто так. В моде были сеансы спиритизма, Мария организовала их так, что постепенно до Алексея Анатольевича «дошло», с кем ему предначертано быть, кто подарит ему наследника.
Ради Марии граф, крупнейший землевладелец России (100 тысяч десятин в нескольких губерниях), развелся с женой – одной из красивых дам Петербурга. У супругов был сын, но мальчик серьезно болел…
На что рассчитывал доверчивый землевладелец – неясно. Марии 51 год, она старше мужа на 8 лет, но от князя это скрывает. До инноваций а-ля «Алла Пугачева – мама двойняшек» или «Филипп Киркоров стал отцом» еще почти век.
В январе 1914 года без шума венчаются богатейший дворянин России, потомок одного из братьев Орловых, и внучка француза, оставшегося в России после 1812 года.
Граф по делам службы часто уезжал, беременность сымитировать актрисе с 35-летним стажем было легко (играла же она мужчин на сцене!), а после возращения супруг увидел уже «родившую» графиню Марию и сына, названного родовым именем Алексей.
Все были счастливы: кухарка, получившая деньги за ребенка, акушерка за не существовавшие роды, прислуга за молчание, а также граф и графиня Орловы-Давыдовы.
Но… как часто бывает в мелодрамах, счастливого графа «просветили». Мария поругалась с камердинером мужа Карлом Лапсом, и тот не смолчал.
Шла Первая мировая, а в России в 1916 году начался судебный процесс. Если первый муж отправил Марию в больницу, то второй – под суд, требуя для «авантюристки, выскочки, пожелавшей пролезть в высшее общество» каторги (это слова графа на суде).
В женской тюрьме Мария Орлова-Давыдова пишет стихи, которые публикуются в апреле 1916 года.
К славе актрисы, исполнительницы цыганских романсов, корреспондента и владелицы театра прибавилась и уголовная: за процессом следила вся империя. А в зале суда публика стояла в проходах и сидела на подоконниках. Мест 150, а желающих присутствовать 3 тысячи. Процесс начался 16 сентября 1916 года и длился 8 дней.
Обвинения против Марии – серьезные. Граф (наивный!) сам давал показания против жены. Но суд Марию оправдал, хотя и признал, что подмена ребенка имела место. Младенец вернулся к биологической матери-кухарке, а Мария осталась законной женой графа Орлова-Давыдова.
Как это могло случиться? Ведь преступление на лицо и было доказано?
В те годы суды часто оправдывали женщин, если они были красивы и много страдали. Адвокат Марии смекнул это, его речь в суде представляла его подзащитную именно много страдающей; женщиной, жаждущей любви и материнского счастья. Даже ребенка подменила, чтобы почувствовать радость материнства (хотя Татьяна Свешникова была жива и здорова, но о ней адвокат предпочел промолчать).
В зале рыдали, певица Надежда Плевицкая заявила, что Пуаре ведет себя с достоинством, а вот граф…
Речь самой подсудимой такая:
«Мое печальное детство наложило на меня тяжелую печать. Мое раннее замужество разочаровало меня… Вся моя жизнь была какой-то водоворот. В ней были и увлечения, и сердечные разочарования. Но я не находила руки, на которую могла бы опереться. Роскошной жизни у меня не было. Да это мне и не нужно. Я жила изящно, может быть, потому что во мне все же есть французская кровь. Я с гордостью могу сказать, что артистка Пуаре никогда на содержании не была. Моя личная жизнь кончена, моя мечта о семье и о счастье разбита. И что бы ни случилось, мне все равно. На скамью подсудимых меня посадил человек, которого я в последний раз полюбила, хотела спасти от его безрадостной и порочной жизни».
Присяжные совещались недолго…
Свежие комментарии