Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Портреты понятно, тяжко, наверное, было современникам их в быту различать.Как на старинном ...
  • Валерий Федосеев
    Неоднократно во все части тела, чуть прозевал он весь уходит в плоть, даже жопы не видать. Один клещ поселился навечн...Американец подхва...
  • Елена Мамонова
    в поликлинике удаляли потомАмериканец подхва...

Чему учили в древнеримских школах?

Римлян VII-VIII веков до н.э. принято считать недалёкими крестьянами. Начало этой легенде положили сами римляне более поздних времён, восхвалявшие простую и добродетельную сельскую жизнь, которой жили их предки. Однако на самом деле Рим располагался на важном перевалочном пункте — река Тибр тогда была оживлённой этрусской торговой трассой. Неудивительно, что главная площадь Рима, позже ставшая знаменитым Форумом, изначально была рынком. Жизнь римлян, хоть некоторые из них действительно занимались сельским хозяйством, с древних времён была тесно связана с торговлей, в том числе транзитной и оптовой.

Древнеримская площадь I в. до н.э., декорации для сериала «Рим»

Древнеримская площадь I в. до н.э., декорации для сериала «Рим»

Купцу было необходимо знание языков, а также умение читать и писать. Поэтому знатный римлянин в древности в совершенстве знал этрусский (а позже — греческий) язык, умел пользоваться абаком (античные счёты) и сам записывал все доходы и расходы. В V веке до н.э. в Риме появились первые писаные законы. Двенадцать таблиц с этими законами выставили на площади, чтобы все граждане могли их прочитать и руководствоваться ими. Это значит, что взрослое мужское население Рима того времени в массе своей умело читать.

Чему учили в древнеримских школах?

«Продавец ковров».

Этторе Форти, начало XX в.

В римской армии со II века до н.э. пароли для прохода в военный лагерь передавались в виде записи на табличке, что означает поголовную грамотность личного состава. Каким образом римляне этого добились? Ведь у них не было обязательного для всех начального образования. Подавляющее большинство римского населения составляли бедняки, дети крестьян с раннего возраста помогали родителям в их трудах, на учёбу времени не оставалось. Но обычай посылать детей обоего пола учиться в школу в древнем Риме утвердился издавна.

Учитель и три ученика. Рельеф римского надгробья II в. н.э.

Учитель и три ученика. Рельеф римского надгробья II в. н.э.

Эти школы не были государственными, их открывал любой желающий. Владелец такой школы назывался «магистр люди», от латинского слова ludus, означавшего любую игру или учёбу. Плата за обучение была невысокой, а самих школ было много. Обычно их открывали вольноотпущенники — бывшие учителя в домах патрициев и нобилей. Римская элита предпочитала домашнее обучение, что означало необходимость покупки нескольких рабов-учителей. Когда дети вырастали, содержать таких рабов больше не было смысла, поэтому хозяева давали им вольную. Бывшие учителя не имели иной профессии и поэтому, став свободными, открывали собственные учебные заведения.

Читающая муза. Роспись на греческой вазе V в. до н.э.

Читающая муза. Роспись на греческой вазе V в. до н.э.

Лучшими считались школы, открытые греками. На то было несколько причин. Учителя-греки стоили больших денег, поэтому покупатели придирчиво выбирали самых лучших. Сам факт учительства в доме какого-нибудь известного политического деятеля или олигарха был отличной рекомендацией. Не говоря уже о том, что в такой школе ученики могли изучить греческий язык, что давало выпускнику большое преимущество во взрослой жизни. Наконец школы, принадлежавшие грекам, считались более гуманными. Римляне поддерживали жесткую дисциплину среди учеников розгами. Греческие учителя тоже не пренебрегали телесными наказаниями. Но, в отличие от римлянина, учитель-грек мог вступить в диспут с учеником, задавшим интересный вопрос.

Античный учитель. Современная иллюстрация

Античный учитель. Современная иллюстрация

Школы первой ступени (с 7 до 12 лет) назывались «тривиальными», от слова тривиум (перекрёсток). Их так прозвали, поскольку располагались они в любом помещении — сарае, закутке в термах и т.д. В них учились как мальчики, так и девочки. В одной учебной группе было 15-20 учеников. В такой школе обычно было два преподавателя: «литератор», учивший грамоте, и «калькулятор», обучавший счёту. Бумага в те времена стоила дорого, поэтому в массовых школах её не использовали. Ученики писали стилом на табличке, покрытой воском. Арифметику им преподавали с помощью камешков. Письменный счёт вёлся на тех же табличках, выпускник должен был знать римские цифры и уметь считать с их помощью.

Древнеримская бронзовая статуэтка девушки за чтением. I в. н.э.

Древнеримская бронзовая статуэтка девушки за чтением. I в. н.э.

Школьное обучение после 12 лет становилось чисто мужским. Девочек с этого возраста выдавали замуж или же продолжали учить дома — в тех семьях, где могли себе это позволить. С 12 лет римские мальчики учились у «грамматика». Он давал ученикам читать и запоминать классические тексты и разъяснял построение фраз в них, значение метафор и тому подобные тонкости. Грамматические школы стоили дороже и располагались в приличных помещениях.

Бронзовая статуя римского оратора. I в. до н.э.

Бронзовая статуя римского оратора. I в. до н.э.

С 16 лет ученики могли учиться у «ритора». В риторической школе готовили ораторов и политиков. Здесь ученики писали сочинения, им давали основы юриспруденции. Римские юноши вели учебные дебаты и тренировались произносить речи. Для раскрытия голоса их порой учили пению, а для развития грации — танцам. Это должно было способствовать непринуждённости, красивой жестикуляции и умению принимать живописные позы во время публичных выступлений. Риторы готовили будущую элиту государства, учёба у них стоила дорого. Но поскольку в таких школах вместе оказывались сыновья самых знатных и богатых людей Рима, родители считали, что обучение в них полезно для будущей карьеры их сына.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх