Всем известно, что Романовы после Петра I предпочитали брать в жёны иностранок. Однако мало кто задумывается, что это был двусторонний процесс, ведь и девочки у русской императорской семьи тоже рождались. Так сразу пять дочерей Павла I стали супругами европейских правителей или их наследников.
Не успели пожить. ..
У Павла I и Марии Фёдоровны было сразу десять детей! Первыми родились два сына – Александр и Константин, затем подряд сразу 6 девочек и последними — Николай и Михаил. Ольга Павловна умерла в возрасте двух лет, а вот её сёстры все были выданы за иностранных женихов.
Любимица Екатерины II великая княжна Елена стала герцогиней Мекленбург-Шверинской. В новой семье её приняли очень тепло, да и простые люди в Мекленбурге не могли нарадоваться на девушку, которая не только была очень красивой, но и сразу же начала активно заниматься благотворительностью. Увы, вскоре после вторых родов она заболела (предположительно, чахоткой) и умерла, не дожив даже до 19 лет.
Похожая судьба ждала и старшую дочь Павла Александру. С той лишь разницей, что Елену в семье супруга приняли как родную, а вот её - как чужую. Девушку выдали замуж за австрийского эрцгерцога. Габсбурги были может быть самым прославленным родом Европы, но чего им точно не доставало, так это чести и человечности.
Хоть Александра и стала палатиной венгерской, но ещё уезжая из России, уже была чрезвычайно грустна. Её свадебные торжества проходили сразу же после венчания Елены, и сестра остро почувствовала разницу между отношениями в той паре и в её собственной. Совсем плохо сложились дела при дворе в Вене: правящая семья буквально взъелась на русскую девушку, а муж оказался не в силах за неё заступиться.
В итоге Александра умерла от послеродовой горячки, причём ребёнка тоже спасти не удалось. Известно, что сама палатина заметила по этому поводу: «Благодарение Богу, что моя дочь переселилась в число ангелов, не испытав тех горестей, которым мы здесь подвержены».
Смерть Александры очень расстроила её старшего брата. Печальное известие пришло в Петербург почти одновременно с совершившимся переворотом, и впечатлительный Александр I не мог не воспринять это как кару за отцеубийство.
Счастливый жребий
Между тем, выдавать замуж остальных сестёр предстояло уже ему. Александр постарался сделать так, чтобы каждая из них была счастлива и не пожалела о своей участи. Посватавшийся к Марии Павловне наследный принц Саксен-Веймарский был приглашён в Россию и прожил здесь почти год, прежде чем император, всесторонне изучив его и его отношение к невесте, дал положительный ответ.
В браке супруги прожили почти полвека и были счастливы. В Веймаре Марию приняли очень хорошо: сам Шиллер написал для неё приветственную пьесу, поставленную в придворном театре в честь приезда молодожёнов. К религии девушки отнеслись с пониманием, никаких притеснений на этой почве она не чувствовала.
Сама Мария много занималась благотворительностью, покровительствовала людям искусства и науки. Она расширила собрание Веймарской библиотеки, дружила с Гёте, пригласила в город Листа, спонсировала Гумбольдта и университет Йены. Её память и по сей день чтят в Веймаре.
Долго выбирали супруга и для младшей из дочерей Павла – Анны. Когда девушке было всего 14, к ней посватался Наполеон. Были в очереди и прусский король, и потомок восстановленных на французском престоле Бурбонов. Однако Александр I предпочёл выдать Анну замуж за наследного принца Оранского Виллема, который был настолько предан России, что даже на своей коронации предстал в русском мундире образца 1812 года.
Увы, хоть голландец и любил свою супругу, королём он оказался неважным. После его смерти осталось почти 4,5 миллиона гульденов долгов. Часть из них была на совести Анны Павловны, которая подобно её сёстрам активно занималась благотворительностью, не вникая в вопросы политики и наполнения казны, а расстраивать её «по мелочам» супруг не хотел.
Этот счастливый брак помогла заключить ещё одна дочь Павла – Екатерина. Для дома Романовых она была настоящим «enfant terrible». Сначала она грезила о том, чтобы породниться хоть с кем-то из Габсбургов, но Александр, помня о судьбе старшей сестры, был категорически против.
Пока родственники спорили за кого её выдать, Екатерина не терялась и начала заводить романы на стороне. Среди её увлечений был князь Долгоруков и даже Багратион, причём скрывать компрометирующие отношения не удавалось, так что, казалось, об успешном браке можно забыть.
Однако в итоге Екатерине удалось выйти замуж аж дважды, и оба раза за особ королевской крови – Георга Ольденбургского и Вильгельма Вюртембергского. Причём и тот, и другой были её двоюродными братьями. В обоих браках Екатерина прожила по три года: в первом случае муж скончался от сыпного тифа, а во втором её саму хватил апоплексический удар, хотя покрасоваться в короне Вюртемберга она всё же успела.
Свежие комментарии