На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Из чего был сделан зеленый драдедамовый платок Сони Мармеладовой

 

Соня Мармеладова. Иллюстрация © EmmetForte
Соня Мармеладова. Иллюстрация © EmmetForte

Если вы хотя бы раз читали «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, то наверняка обратили внимание на зеленый драдедамовый платок семейства Мармеладовых. Этот платок то накидывает на плечи Катерина Ивановна, то в него кутается Соня:

Из чего был сделан зеленый драдедамовый платок Сони Мармеладовой

А что же такое «драдедам»? Или «драдедама»?

«Драдедамовый» — значит пошитый из драдедама, старинного сорта легкого сукна, весьма распространенного в XIX веке. Драдедам представлял собой шерстяную ткань полотняного переплетения с коротким ворсом, грубоватую, но прочную и теплую.

Вещи из драдедама обычно носила городская беднота, порой ими не гнушались и купцы. Точнее, их жены, потому что «драдедам» — это не что иное, как заимствованное из французского drap de dames — «дамское сукно». Слово drap, по крайней мере, известно всем — это обычный драп, только не потерявший конечное P при переходе в русский язык.

Кстати, Анна Григорьевна Достоевская, вторая жена писателя, предполагала, что у зеленого драдедамового платка из «Преступления и наказания» был и своего рода «прототип». Вот как она вспоминала о своем первом визите к Федору Михайловичу в 1866 году:

Из чего был сделан зеленый драдедамовый платок Сони Мармеладовой
Светлана Смирнова в роли Катерины Ивановны («Преступление и наказание», 2007, реж. Дмитрий Светозаров)
Светлана Смирнова в роли Катерины Ивановны («Преступление и наказание», 2007, реж. Дмитрий Светозаров)

Драдедам встречается не только в произведениях Достоевского, но и у других писателей-реалистов как символ бедности. Но, например, у известного бытописателя Москвы И. Т. Кокорева драдедамовый салоп стал маркером прибедняющейся свахи:

Из чего был сделан зеленый драдедамовый платок Сони Мармеладовой

Надежда Тэффи, уже много позже, в начале 1930-х гг., тоже вспоминает о драдедамовом платке, да и о Мармеладовых, чьим атрибутом в литературном сознании стал этот платок. Но теперь это не знак бедности, а символ защиты от невыносимых внешних обстоятельств (и, по мнению некоторых исследователей творчества Достоевского, символ покрова Богородицы):

Из чего был сделан зеленый драдедамовый платок Сони Мармеладовой
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх