На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Акинак для древнего скифа: меч и бог

Акинак и скиф, скиф и акинак - это прочная, устоявшаяся ассоциативная связь в современной военной истории. Акинак - это классическое скифское оружие: изначально это длинный кинжал, позднее, ближе к закату цивилизации скифов, он превратился в короткий меч.

Общие характеристики

Средняя длина акинака - 30-60 см (клинок вместе с эфесом). Материал изготовления - как правило, железо, у ранних образцов - бронза. Клинок - прямой, плавно сужающийся к концу, преимущественно колющего типа.

Размеры акинаков могут очень сильно варьироваться, поэтому в оружиеведении принято определять это оружие не с точки зрения длины клинка, а по определенному типу эфеса - рукояти, навершия и гарды.

Акинаки типичные

Акинаки типичные

Акинак характеризуется тем, что все его элементы - клинок, гарда, рукоять, навершие - обычное представляют собой одно целое. Они выкованы или отлиты заодно, воедино. Это разительно отличается от технологии изготовления более поздних мечей, когда отковывался только клинок с хвостовиком, а элементы эфеса крепились на него отдельно.

Характерные черты акинака - это сердцевидная или почковидная плоская гарда, предназначенная не столько для защиты руки, сколько для обеспечения функции переднего упора, и развитое навершие в виде прямой перекладины или загибающихся кверху усиков - т.н. "антенного типа". Иногда "усики" могут образовывать даже петлю или кольцо.

Клинок же может иметь различную геометрию, но он всегда прямой, колющий.

Тоже акинак

Тоже акинак

Эпоха акинака, кстати, это примерно пол-тысячелетия до Рождества Христова. Он был характерной чертой всего огромного скифо-сарматского мира - хотя сарматы и перешли на более длинные боевые мечи, подобием акинаков они тоже пользовались.

Кроме них, акинаки были в ходу у персов, саков, мидян, массагетов... В общем, использовались на огромной территории - от Днепра на Западе до Аральского моря на Востоке. По всему ареалу расселения иранских народов.

Само слово "акинак", упомянутое еще Геродотом, кстати говоря, персидское.

Меч и бог

Скифов в военном отношении традиционно принято считать конными лучниками.

Знатный скифский воин

Знатный скифский воин

Но при этом очень интересно то, что воплощением бога войны у скифов считался... Не лук, даже не знаменитый топорик-сагарис, а именно акинак!

Имя этого бога нам неизвестно. Геродот, перечисляя скифских богов в четвертой книге своей "Истории", для него одного-единственного не приводит скифского имени. Для остальных шести богов он дает соответствия греческому пантеону: так, верховная скифская богиня Табити - это греческая Гестия, бог-отец Папай - это Зевс, бог-охотник Гойтосир - Аполлон, а Таргитай - это греческий Геракл. Гея-Земля - это у скифов Апи, а Афродита - Артимпаса.

Только имя бога войны не приводит Геродот, лишь упоминая, что он соответствует греческому Аресу...

Вообще скифская мифология, за отсутствием у скифов своей письменности, изучена крайне плохо. Все источники по этой теме - в основном греческие. Хотя нам известно, что скифы были довольно фанатичными верующими: так, например, некий скифский царь собственноручно зарубил родного племянника, вздумавшего поклоняться греческой Великой Матери. Чтоб не распространял, стало быть, духовную заразу чуждой культуры...)

Различные античные авторы упоминают, что Арес не просто представлялся скифам в виде меча - он, по сути, и был мечом. Святилища Ареса представляли из себя четырехугольные площадки, сложенные из хвороста, по центру которых вертикально втыкали акинак. Причем размеры площадок впечатляли: длина стороны была в 3 греческих стадия, это примерно 500-550 м...

По словам того же Геродота, на сооружение такой площадки требовалось 150 повозок хвороста.

Не в тему - это на заметку любителям аргументации в стиле: "у скифов не могло быть луков/стрел/копий/топоров, поскольку в степи нет деревьев...)))

По понятной причине эти святилища не сохранились. Хотя иногда археологи находят скифские курганы, в которых нет захоронений, но в центре сделана площадка, в которую воткнут тот же меч. Такая находка, например, была сделана Ю. В. Болтриком в Запорожье, на Украине. Возможно, это был "стационарный" вариант святилища, кто его знает...

А вот не фиг драться на акинаках без щита, тогда и руку не поранишь ))

А вот не фиг драться на акинаках без щита, тогда и руку не поранишь ))

Зато "использовали по назначению" скифы-фанатики свои капища, как говорится, на всю катушку. По словам того же Геродота, они приносили Мечу-Аресу в жертву каждого сотого мужчину из захваченных в плен. Жертвам в капище вначале поливали головы вином, потом закалывали, а кровь выливали на акинак. После этого мертвецу еще и отрубали правую руку в районе плеча...

Меч скифы применяли также для обряда братания или клятвенного договора. Скифы клялись Ветром и Мечом - Ветер символизировал жизнь, а Меч - смерть.

«… Клянусь Ветром и Мечом, я ничего тебе не поведаю, Мнесипп, ложного о скифской дружбе. <…>Мы же, всякий раз как клянемся Ветром и Мечом, призываем Ветер как виновника жизни, а Меч — поскольку он приносит смерть.»
(с) Лукиан Самосский, "Токсарид, или Дружба"

Так что... Вот такие пироги с котятами, дамы и господа. Даже у народа лучников символом Войны был Меч. Такая же ситуация наблюдалась, по отдельным упоминаниям, у хеттов - у них тоже были мечи-боги. Похожие обычаи существовали гораздо позже у древних германцев.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх