Этот тип наконечников копий выглядит очень грозно и слегка пугающе. Его любят художники, специализирующиеся на фэнтезийных и псевдоисторических артах, однако на самом деле подобные копья в древности не были широко распространены. Они имели свою специфическую, узкую нишу. Гораздо чаще, чем на копьях для пехотного боя, двушипное перо встречалось на различных метательных орудиях - некоторых римских пилумах, франкских копьях анго, позднее - на славянских сулицах.
Наконечники пилумов. Слева направо - первый и второй двушипные, пятый - переходная форма к треугольному.
Исследователь славянского холодного оружия Кирпичников относил двушипный наконечник (славянский вариант немногим отличался от первых двух на фото выше) к VII типу по собственной классификации.
На Западе эта разновидность копья становится исключительно охотничьей уже в восьмом веке нашей эры. На Руси держится несколько дольше - до десятого, есть одна находка в дружинном погребении из одиннадцатого века.
Зато этот тип копья будет использоваться на охоте, в том числе и морской, очень и очень долго. Он войдет в историю под собственным именем - гарпун.
В качестве универсального охотничье-боевого копья двушипный наконечник дольше всего проживет у финно-угорских народов, деливших со славянами один ареал обитания, но стоявших на более низкой ступени развития.
Классический двушипный наконечник
Почему же не для боя?..
Выглядит такое копье весьма деморализующе. Кажется, что гарпунный наконечник должен превратить его в совершенное оружие, однако это не так.
Все дело в механике движений, в принципе копейного боя, универсального для любой страны и любой эпохи - от Франции до Японии...)
Воин-копейщик орудует своим инструментом, делая очень быстрые и резкие возвратно-поступательные движения. Укол-возврат. Поэтому он категорически не заинтересован в том, чтобы наконечник застревал в теле жертвы. Быстро его не вытащишь - и останешься в гуще сечи безоружным. А именно копье, кстати, было в большинстве славянских земель основой вооружения любого воина, хоть пешего, хоть конного. Меч, булава, а на севере - топор всегда шли к нему дополнением.
Исключением является сулица, она же дротик (один из древнейших видов оружия, кстати). Но смысл сулицы - ее "одноразовость", если можно так выразиться. И боевым оружием дротик с двушипным наконечником, застревающим в теле жертвы, у славян становится примерно к веку XIII-у, к периоду расцвета междоусобных войн. Хотя эпохой его наибольшей популярности был VIII век - славяне тогда ни крупных конных дружин, ни доспехов еще не имели. С десятого по двенадцатое столетие историки фиксируют резкое "проседание" популярности метательного оружия у наших предков.
Почему? Да потому, что дротики - часть оснащения пехотинца. Для всадника они имеют меньшее значение, заниматься метанием со скачущей лошади не слишком удобно. Иное дело лук, он хотя бы бьет мощнее...)
Кстати, наконечники сулиц, кроме размеров, отличаются еще и способом крепления. У них не втульчатый, а черешковый хвостовик, который держится слабо. При резком выдергивании дротика, скажем, из щита наконечник может в нем же и остаться.
А многие наконечники сулиц иных типов, например листовидные, имеют вовсе даже слабое крепление. Внимание на фото:
Этот загнутый "хвостик" попросту вбивался в древко копья сбоку. Хвостовик не вставлялся в древко, а накладывался сбоку и элементарно приматывался веревкой. После поражения цели хлипкий крепеж разваливался - и наконечник оставался внутри.
Но сулицы - это совсем другая история...)
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Свежие комментарии