На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Как создать реального зомби: взгляд биолога

В фильме “Парк Юрского периода” показан самый правдоподобный из невозможных сценариев по воскрешению динозавров. Чтобы вернуть к жизни этих вымерших гигантских рептилий, конечно, нужно постараться. Для начала надо каким-то образом найти их ДНК. ДНК, к сожалению, так долго “не живёт”. Обычно её съедают всякие микроорганизмы.

Но у ДНК действительно есть шанс сохраниться внутри комара, который пил кровь динозавра, а потом застыл в янтаре.

Увы, такая ДНК всё равно будет очень сильно повреждена – скорее всего, до неузнаваемости. И никого с её помощью возродить не получится. Самые древние образцы ДНК, которые удавалось прочитать, имели возраст около 1,5 миллионов лет (из зубов мамонтов). Однако давайте допустим, что у нас в руках – ДНК тиранозавра с кучей ошибок. В фильме герои пытаются эти ошибки исправить – с помощью ДНК лягушки. Реальные учёные использовали бы, я думаю, ДНК птиц, потому что птицы – это, по сути, и есть современные динозавры. В общем, представьте: у вас в руках – исправленная ДНК динозавра. Затем вы эту заветную ДНК засовываете в яйцеклетку какой-нибудь курицы – и на выходе получаете яйцо, из которого появляется маленький динозаврик, который вырастает и вас съедает, как и задумано природой.

“Этим учёным что, заняться больше нечем?”

Итак, я описал наиболее правдоподобный сценарий воскрешения динозавров из мёртвых. А теперь давайте выясним, как сделать правдоподобного зомби? На самом деле учёные уделяют потенциальным зомби довольно много внимания. Например, есть довольно научная статья “Когда атакуют зомби: Математическое моделирование вспышки зомби-инфекции”. “Этим учёным что, заняться больше нечем?” – спросите вы. Но на самом деле на примерах зомби можно моделировать распространение обычных инфекций.

Меня как биолога очень интересует феномен зомби — из-за того, насколько по-разному показывают этих существ в фильмах, сериалах, видеоиграх и книгах. Так что сегодня я расскажу, насколько правдоподобны образы этих восставших трупов! Правда, сразу оговорюсь: не существует чёткого определения, кто такой зомби. В разных фильмах и компьютерных играх зомби изображают совершенно по-разному.

Самые популярные зомби – это, конечно же, ожившие мертвецы. Сейчас я прохожу Baldur's Gate 3: в этой игре есть некроманты, которые воскрешают мертвецов и могут их использовать для создания собственной армии. Именно такой вариант зомби, по-видимому, считается самым правдоподобным в массовой культуре: в воскрешение из мёртвых по крайней мере одного человека на полном серьёзе верит более двух миллиардов жителей Земли.



В других играх зомби – это инопланетные существа, которые прилепляются на голову к жертвам – и в итоге жертвы тоже становятся зомби. Такой сценарий представлен в Half-Life, например. Также встречаются зомби, которые стали полумертвецами из-за патогена. Например, в игре Resident Evil корпорация Umbrella разработала генно-модифицированный вирус, который делает из людей опасных зомби, необходимых в том числе для военных нужд. Впрочем, по сюжету некоторых игр – привет, Left 4 Dead – зомби можно стать и после заражения “естественным” вирусом (натуральным, био-, эко-, а не этим вашим ГМО). В Plague Incorporated зомби появляются из-за мозговых червей, в Last of Us – из-за грибка-паразита. А в Mass Effect древние Жнецы занимаются индоктринацией: превращают органические формы жизни в зомби с помощью излучений и наномашин, а также создают искусственных зомби - хасков из тел поверженных ими представителей органических рас. Конечно, не стоит забывать и про философских зомби.



Зелье для потенциальных рабов

Согласно самой ранней – и самой популярной – версии, зомби – это восставшие мертвецы. Кстати, само слово “зомби” пришло к нам, по-видимому, от гаитян. У них есть поверье, согласно которому колдуны могут дать человеку зелье, после чего тот теряет сознание и умирает. А дальше этого человека ждёт воскрешение из мёртвых – и работа на плантации у колдуна. В фольклоре гаитян имеется много таких историй. Более того, даже в уголовном кодексе Гаити написано, что нельзя лишать людей сознания таким образом, это – покушение на убийство. Даже если жертва в итоге воскресает и добровольно идёт работать на сахарную плантацию.

Однажды антрополог Уэйд Дэвис решил пообщаться с колдунами на Гаити. Учёный выяснил, что все они дают потенциальному “зомби” зелье – и добавляют туда частички рыбы фугу (при этом одни колдуны приправляют снадобье мёртвыми червями, другие – прахом, выкопанным из могилы, третьи – ещё какой-нибудь дичью). Так вот, в организме фугу содержится яд тетродотоксин, который вызывает паралич мускулатуры, в том числе дыхательной. Вообще можно запросто съесть эту рыбу и умереть из-за остановки дыхания. А можно не умереть – просто отравиться и прийти в себя без медицинской помощи.

Уэйд Дэвис предположил следующее: гаитяне пьют яд, травятся, их парализует – и они падают на землю. Все вокруг думают, что они умерли – и помещают их в склеп. А под покровом ночи колдуны открывают склепы и выпускают “мертвецов” на свободу. И дают им какие-нибудь одурманивающие вещества – чтобы “зомби” не сильно сопротивлялись. Ну а дальше плантация, как я уже написал. Интересный факт: антрополог сам собрал всё необходимое, для создания зелья с фугу и отдал знакомому врачу, а тот кормил зельем мышек. В итоге выяснилось, что при правильно подобранной дозировке некоторые грызуны замирали, казались мёртвыми, а затем воскресали. Неужели колдуны тоже высчитывали дозировку для каждого своего “пациента”? Тут Дэвис предложил очень оригинальное решение: никто особо и не старался её подбирать, большая часть гаитян действительно погибала от удушения. То есть зомби – это такая ошибка выжившего. Но никаких доказательств реального существования подобных “зомби” Дэвис так и не привёл.

Позже в The Lancet вышла статья нескольких врачей, которые решили проверить идею Дэвиса. Они отправились на Гаити и нашли трёх местных жителей, которых их родственники считали зомби. Выяснилось, что у всех этих “оживших мертвецов” наблюдались психические отклонения. И ещё один момент: в двух из трёх случаев гаитяне принимали за родственника того, кто родственником им не приходился (это показал тест ДНК). Но в одном случае всё сошлось – женщину-зомби “опознала” семья, а её гробница была пуста. К сожалению, сама она не могла разговаривать, ей поставили диагноз кататоническая шизофрения. Автор статьи в The Lancet предположил, что часто горюющие родственники принимали душевно больных бездомных за “вернувшихся” родных и объясняли их странности зомбификацией.

Понятно, что даже эта история с Гаити не звучит достаточно правдодобно, но я бы сказал, что из всех историй, где говорится, что кто-то умер, а потом воскрес, эта самая обоснованная. В другие истории поверить ещё труднее.

Инопланетный захват

Теперь поговорим про инопланетных паразитов, которые управляют человеческими телами. Тут проблема такая: в нашем биологическом мире взаимодействие между паразитом и хозяином — это результат очень длительной совместной эволюции. Особенно если речь идёт о паразите, который может управлять хозяином. Например, такие отношения могут складываться у гусеницы и паразитического наездника: наездник откладывает свои яйца в гусеницу, из яиц вылупляются личинки, личинки начинают гусеницу поедать изнутри. Иногда они её съедают.



Но в случае “зомбификации” личинки гусеницу не съедают до конца. Более того, некоторые личинки остаются внутри гусеницы, а другие выползают наружу, а дальше гусеница покрывает личинки своим собственным шёлком, как бы помогает им обезопаситься. А потом ещё стоит на страже и защищает этих паразитов от супостатов муравьёв, которые могут их обидеть. При этом наездник, который паразитирует на гусенице, не может провернуть то же самое с медведем, головастиком или человеком. Биологический организм достаточно сложно устроен, а для того, чтобы научиться им манипулировать, нужно понимать, за какой нейрон “потянуть”, куда и какое химическое вещество выделить. И поэтому инопланетному организму вряд ли удастся подчинить себе волю существа, с которым он раньше даже никогда не контактировал. Для появления такого взаимодействия между паразитом и хозяином должно пройти несколько миллионов лет эволюции (о проблеме совместимости хозяина с паразитом, кстати, писал ещё Герберт Уэллс – если помните, в его “Войне миров” к людям прилетают инопланетяне, а потом выясняется, что они совершенно не приспособлены к тому, чтобы жить с “земными” микробами).

Но можно, конечно, предложить альтернативный сценарий. Если инопланетяне умны, у них может быть своя лаборатория, в которой они изучают похищенных людей и “подбирают” им паразитов для управления.

Можно ли слегка упростить эволюционную задачу? Давайте представим, что условные хедкрабы не управляют головным мозгом людей, а разрушают его – и посылают простые сигналы сразу в спинной. Есть исследования, которые показывают: локомоторный центр в нашем мозге управляет не каждым отдельным моторным нейроном спинного мозга, а вместо этого активирует в нём целые сети. Когда мы управляем автомобилем, мы же не управляем каждым цилиндром и тягой — мы нажимаем на педаль, и машина едет вперёд. Так же можно послать в спинной мозг один простой сигнал, и тело пойдёт: сделает серию сложных координированных движений.

Есть и более простое объяснение: зомбифицирующий инопланетянин может оказаться не паразитом, а хищником, который потихоньку сжирает человека. А то, что мы видим как движущиеся руки и ноги человека — это отростки самого хищника. В игре Dead Space, кстати, некроморфы, например, частично или полностью заменяют своей плотью тела жертв.



Вообще мы сильно недооцениваем количество и разнообразие паразитов-манипуляторов в обычной природе. Мой любимый - волосатики. Это такие червеобразные паразиты, которые умеют жить внутри кузнечиков, сверчков. И, что самое главное, заставляют их “топиться” в воде. Паразитам нужно попасть в воду, потому что в воде они размножаются. Так что червячки приезжают к пруду на своих кузнечиках, как на машинах – и уплывают веселиться. Как некромоформы используют наши тела для размножения, я даже представлять не хочу.

“Натуральная” инфекция и ГМО-вирусы

Следующий тип зомби – это зомби, появившиеся из-за заражения какой-нибудь инфекцией. Такой сюжет часто встречается в кинематографе и играх, а вирус по своим свойствам чаще всего похож на вирус бешенства. Моя любимая игра с этим тропом — Left 4 Dead. Там бушует мутировавший вирус бешенства, который называется “зелёным гриппом”. Обычное бешенство — классный кандидат в зомби-вирусы. Оно тоже передаётся через укусы. Когда вирус попадает вместе с заражённой слюной в рану, он движется по нервным отросткам в центральную нервную систему, а затем в слюнные железы, чтобы заражать других (интересно, что при этом вирус цепляется к специальным транспортным белкам, которые “шагают” по внутренней транспортной сети клеток - микротрубочкам). В мозге вирус вызывает агрессию, резкие реакции на шум, судороги, желание съесть как можно больше пищи, прогрессирующее воспаление и гибель нервных клеток — и, наконец, смерть хозяина. Но бешенство всё-таки не дотягивает до “зелёного гриппа”. Оно не так сильно меняет поведение. И не так эффективно распространяется. Но может ли бешенство стать ещё опасней в процессе эволюции? Теоретически - да.

Вирус бешенства – это родственник некоторых других вирусов, гораздо более “быстрых” и заразных — Эболы, кори, свинки. У них похожим образом устроен генетический материал. И вот родственная корь очень эффективно распространяется воздушно-капельным путём. Корь – одна из самых заразных болезней в мире: хотя от неё давно есть вакцины, до сих пор даже в развитых странах регулярно происходят страшные вспышки (спасибо в том числе и антипрививочникам). И люди до сих пор умирают — например, в 2015 году в мире от кори умерло 130 тыс. человек.

Теперь представим, что корь и бешенство неудачно обменялись генетическим материалом. В природе такое бывает — например, когда два вируса заразили одну и ту же клетку. Это может быть очень опасно — например, так появился на свет свиной грипп. Такой гибрид мог бы объяснить не только заразность “зелёного гриппа”, но и то, что он передаётся не только через укусы, как бешенство. Ну и, наконец, корь вызывает сильную сыпь и может изуродовать человека — а зомби обычно крайне страшненькие.

Ещё одно важное свойство классических зомби — то, что они любят собираться в большие компании. Так вот, есть такой паразит Flamingolepsis liguloides – он паразитирует на рачках. Заражённые им рачки вместо того, чтобы плавать поодиночке, начинают социализироваться и становятся более заметными для фламинго. Эти птицы - конечный хозяин паразита, в котором тот может заняться сладким размножением. Если увеличение просоциальности хозяина помогает достигнуть цели, почему бы не повысить её?

И наконец, есть феномен выживших — людей, устойчивых к вирусу. Эта способность может кодироваться конкретными генетическими особенностями. Например, есть люди со специфической мутацией, устойчивые к ВИЧ. Выжившие в Left 4 Dead, возможно, такие же мутанты. Но мне больше нравится другое объяснение. Возможно, мир этой игры — это мир победивших антиваксеров. А главные герои — редкие люди, которые сделали прививки от кори или бешенства. Тогда вся игра— это, по сути, печальная притча о развале системы здравоохранения (что тоже не особенно фантастично, учитывая сопротивление прививкам в последнюю пандемию). Возможно, зелёный грипп даже агрессии не вызывает: просто заражённые настолько яро отрицают эффективность вакцин, что бросаются на выживших — сторонников доказательной медицины. А те отстреливаются. В пользу этой версии - наличие у выживших традиционных, а не гомеопатических аптечек.

Корпорация Umbrella в компьютерной игре Resident Evil разрабатывала вирусы в лаборатории. В реальной жизни учёные тоже этим занимаются – правда, искусственные вирусы нужны для мирных целей. Но ничего не мешает исследователям подобрать вирус с самой заразной оболочкой – например, корь – и положить внутрь неё какие-нибудь гены возбудителя бешенства, который влияет на мозг и поведение. Правда, получится ли это на практике, я сказать не берусь: биология вирусов довольно сложна.

Съедобный зомби

Давайте обсудим правдоподобность некоторых типичных свойств ходячих мертвецов. Во многих фильмах и играх зомби – это универсальные солдаты, потому что они не боятся боли. Это довольно правдоподобно – у людей тоже встречаются генетические особенности, из-за которых они не чувствуют боли. Эти люди могут не заметить, что подвернули ногу, сломали руку или палец. Зомби-инфекция могла бы иметь похожий эффект.

А вот что точно неправдоподобно – так это сверхчеловеческие способности зомби. Например, способность обходиться без еды и воды. Никакие эксперименты с метаболизмом не отменяют того факта, что организму нужны питательные вещества. Питание праной, увы, не работает, как бы вирусы того не хотели.

Ещё в фильмах зомбакам часто отстреливают руки и ноги – но те продолжают сражаться, пока им не пустят пулю в лоб. Однако, если человеку отрезать руки и ноги, то он умрёт от кровопотери – без работающей кровеносной системы организм долго не просуществует. Соответственно, зомби должны умирать так же “легко”, как умирают обычные люди.

Как ни странно, ещё один неправдоподобный момент - агрессивность зомби. С одной стороны, даже у обычных людей могут быть генетические особенности, которые делают их чуть более агрессивными. Например, в гене моноаминоксидазы бывает мутация, которая приводит к повышенному риску агрессии (правда, неблагоприятные социальные факторы тут тоже важны).

Но чрезмерное агрессивное поведение далеко не всегда будет эволюционно полезным и “на руку” вирусу. Классические зомби, такие как в Left 4 Dead или фильмах Ромеро, пытаются убить выживших, незаражённых людей. И даже съесть их. Но вирусу не нужно, чтобы зомби кого-то ел. Вирусу выгодно, чтобы ты его передал другим, а те выжили и передали вирус дальше по цепочке. Поэтому я придумал альтернативный сценарий: зомби должен делать всё, чтобы съели его! Условно, покрываться сахарной корочкой и испускать аппетитный запах, сводящий с ума (можете и сами что-нибудь нафантазировать).Тогда люди будут, отпихивая друг друга, лизать и грызть зомби. И сами становиться зомби. Вот это будет настоящий успех.

Вы скажите, что за абсурд, но примерно так в реальности поступает токсоплазма. Это паразитические одноклеточные, которые умеют проникать в нервную систему животных, в том числе человека и других млекопитающих (например, грызунов). В мозг токсоплазма проникает, обходя гематоэнцефалический барьер: паразит умеет разрушать клетки, выстилающие кровеносные сосуды. Промежуточных хозяев у токсоплазмы много, а конечный один - котики. Исследования показали, что заражённые токсоплазмой крысы проводили в 20 раз больше времени, чем контрольные, на территории, где пахло кошачьей мочой — то есть не избегали кошки, а бежали к ней. Как токсоплазма делает это - большая загадка. Но, например, она умеет синтезировать вещество L-допу — прекурсор допамина, нейромедиатора, который влияет на поведение. Такой вот паразит-манипулятор! И повторюсь: человеческий мозг он тоже умеет поражать.

Гриб, растущий из головы

Очень модный тип зомби — это зомби-грибы, прославленные играми и сериалом The Last of Us. Собственно, и сериал, и игра начинаются с очень подробного рассказа о вполне реальном биологическом феномене — кордицепсе. Это грибок, который заставляет муравьёв забираться по веточкам как можно выше, да ещё подбирая оптимальную влажность и температуру, чтобы обеспечить грибку хорошие условия. Затем гриб вырастает из головы жертвы – и его споры разносит ветер. Чем выше заберётся муравей, тем большую территорию покроют заразные споры.



Возникает вопрос: может ли кордицепс перескочить с муравья на человека? И как часто такое бывает – чтобы паразит “паразитировал” на двух очень разных группах организмов? Такие примеры есть. Например, клещи распространяют вирус энцефалита, который проникает в мозг человека. То есть энцефалит — это паразит, который живёт и в членистоногих, и в людях. Боррелиоз тоже может жить и в клещах, и в людях, тиф – во вшах и людях, чума – в блохах и людях, малярийные плазмодии – в комарах и людях.

А ещё существуют грибковые инфекции, которые передаются от человека к человеку. Так, опасный грибок candida auris не только может вызывать обычный кандидоз на ногтях или на слизистых — но и может переноситься по кровеносным сосудам, попадать во внутренние органы и даже в мозг! Поэтому грибок, который может поразить мозг — вполне реальная вещь, особенно если у человека ослаблена иммунная система. А ещё candida auris может вызывать поражение глаз — прямо как в The Last of Us. Кроме того, candida auris ещё и очень устойчива к противогрибковым средствам и антибиотикам. И в 50% случаях убивает заражённого. Но есть и хорошие новости: этот грибок, в отличие от кодицепса, не манипулирует хозяином.

В общем, сценарий The Last of Us видится мне одним из самых реалистичных. И ещё интересная деталь: слепые зомби-грибы в этой игре имеют эхолокацию. У них выеденные, разрушенные глаза – и они ориентируются по звуку, как летучие мыши. Это вполне реалистично. Есть слепые люди, которые научились ориентироваться, щёлкая языком и слушая отражения звука. И есть техники, с помощью которых можно этому обучиться.

Единственный нюанс: в The Last of Us говорится, что тело зомби уже, по сути, гриб. Но у грибов нет мозгов, нет нервной системы – неувязочка, получается.

Покататься по полу, подхватить паразита

Перейдем к мозговым червям, которые стали популярны благодаря игре Plague Inc. Эти черви, по сюжету, заставляют людей делать всякие страшные вещи. Не очень приятные известия: в реальности существует похожий червяк – свиной цепень, вот он может проникать в нервную систему и вызывать нейроцистицеркоз. Люди с таким паразитом очень часто страдают от эпилептических припадков – прямо как в игре. В некоторых странах, где распространён свиной цепень, существенная часть случаев эпилепсии вообще обусловлена именно этим паразитом. И что ещё интересно: при эпилептических припадках у жертв цепня иногда бывают в том числе и религиозные видения. Из-за червяка можно услышать голос в голове! В Plague Incorporated этот момент тоже обыгрывается: если в вас живут мозговые черви, вы можете организовать их культ – и последователи будут поклоняться вам и вашим червякам.



Тем не менее, в этой червивой истории есть одна проблема. Непонятно, как сделать так, чтобы заражение стало массовым, как заставить всех людей подхватывать червей. Можно, конечно, и тут обратиться к религии — так, в Индии существует обряд, во время которого полуобнажённые верующие катаются по полу и, как показали исследования, при этом цепляют паразитов, вызывающих кожные болезни.

В трилогии Mass Effect есть понятие индоктринации. Разумные органические существа, которые подолгу находятся в контакте со Жнецом, постепенно сходят с ума и начинают ему подчиняться. У жертвы возникает паранойя – ощущение, что за ней следят. Ещё жертва страдает от головной боли и галлюцинаций, при этом испытывая страх и трепет перед Жнецами. Это напоминает мне известную историю про девушку Керри Поппи, которая думала, что у неё дома завелись привидения. Керри совершала разные ритуалы, чтобы избавиться от призраков, а потом обратилась к скептикам. И те предположили, что у неё в квартире утечка угарного газа. А медленное отравление угарным газом может вызывать её симптомы: ощущение присутствия духов, беспричинный страх, галлюцинации. Скептики оказались правы.

Тогда, может быть, у Жнецов и нет никакого управляющего поля, а только банальный эффект отравления? Ведь в игре жертвы Жнецов поначалу не были безвольными зомби, но у них развивалась паранойя, вспыльчивость, навязчивые мысли… Возможно, симптомы индоктринации — это симптомы отравления каким-то конкретным веществом, которое подавляет рациональность, вызывает галлюцинации и повышает внушаемость. А Жнецу достаточно пары проповедей и намёков, чтобы человек начал делать то, что ему нужно.

Киберзомби и философские зомби

В играх и фильмах встречаются зомби, созданные с помощью машин:

Это либо трупы, приводимые в движение технологией;
Либо живые люди, которыми управляют мозговые импланты.

Если говорить про мёртвые куклы — то в том же Mass Effect есть хаски: это трупы, которые настолько накачаны киберкомпонентами, что в большой степени из них и состоят. Сама эта идея очень старая, и пошла с тех пор, как изобрели электричество. Учёные заметили, что мышцы мёртвых лягушек сокращаются, если через них пропускать ток. Потом исследователи даже попробовали пропустить ток через труп человека – казнённого преступника.



Это явление, гальванизация, очень всех вдохновило. Люди решили, что электричество может оживлять материю! Так появился самый первый киберзомби – чудовище Франкенштейна. Но сейчас мы знаем, что электричество просто активизирует нервы, и мёртвые мышцы сокращаются. Такие спазмы можно вызвать даже у свежего куска мяса, особенно если его посолить — ионы натрия влияют на разность потенциалов внутри и снаружи нервных клеток мышцы. И запускается цепная реакция. При этом мышцы тратят последнее молекулярное топливо, а восполнить его мёртвый организм не может. Так что даже оживлённый электричеством труп не смог бы двигаться долго.

Ещё в литературе и кинематографе фигурируют живые киберзомби, поведением которых управляет имплант. Например, раса Боргов в “Звёздном пути”, которые ассимилируют людей в коллективный разум. При этом необязательно управлять каждым движением человека — достаточно сделать так, чтобы он сам захотел сделать нужную вещь. Для этого импланты или наномашины в мозгу могут воздействовать на него химически, кнутом и пряником — мгновенно награждая или наказывая за какие-то действия. И это встречается в природе: некоторые паразиты для управления хозяевами используют их нейромедиаторы. Например, скребни-паразиты живут в рачках и утках. Внутри рачков они вырабатывают гормон серотонин – и таким образом заставляют рачков плыть на свет, чтобы их съела утка.

Также этого результата можно добиться с помощью наномашин. Из-за своих размеров и способности размножаться нанороботы потенциально могут выстроить собственные нервные соединения. А потом либо “перехватить” у мозга контроль над простыми функциями вроде ходьбы и кусания, либо, опять же, подействовать на поведение. Так, в игре Deus Ex: Human Revolution миллионы людей вживили себе наноимпланты. Потом террорист подал на них сигнал — и это вызвало у людей галлюцинации и неконтролируемую ярость.

Экстремальная версия таких зомби — костюм, который движется против воли хозяина. Например, “аварийные скафандры” в Fallout: New Vegas, которые спустя 200 лет всё ещё бродят по научной базе с высохшими скелетами внутри. Кстати, в 2021 году британские инженеры уже создали прототип автономного экзоскелета ног с нейросетью, которая учится без участия хозяина ходить и преодолевать лестницы и пороги.

Ну и напоследок расскажу про философского зомби. Это гипотетическое существо, которое идентично обычному человеку физически, вплоть до элементарных частиц, но не имеет сознания. Философского зомби невозможно отличить от человека, он ведёт себя как человек, но как бы автоматически, без самоосознания, опыта и ощущений. Это мысленный эксперимент, концепция, которая нужна была, чтобы разобраться, в чём заключается природа сознания. Конечно, большинство философов не имеют в виду, что такие зомби реально существуют. Хотя из всего нашего списка это самый реалистичный вариант зомби: ведь им может оказаться абсолютно любой человек, которого вы видите. Один из критиков концепции философского зомби Дэниел Деннет говорил, что между людьми и “философскими зомби” вообще нет различий. Ведь сознания в таком метафизическом смысле, которого якобы лишены зомби, просто не существует. В остальных же случаях применим утиный тест: если что-то бегает как утка и плавает как утка, значит, это утка и есть. Поэтому о наличии сознания мы судим по поведению, а не из абстрактных рассуждений.

Кажется, на сегодня всё. Вот так вот зомби позволили мне рассказать много интересного о биологии. А в комментариях буду рад почитать о ваших любимых играх, фильмах и книгах о зомби. Посмотрим, насколько наши вкусы совпадают.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх