На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

Учителя детей Николая II: кем они были, сколько зарабатывали и что с ними стало после расстрела царской семьи

Император Николай II и его супруга Александра Федоровна очень внимательно относились к образованию своих наследников. Дети учились дома. Учителей, настоящих профи в своей специальности, выбирала сама императрица и лично назначала им достойную зарплату. Один из преподавателей, Пьер Жильяр, смог спастись после Революции и написал мемуары, из которых последующие поколения узнали о том, как учились царские дети.

Пьер Жильяр (1879-1962 гг) во времена своего наставничества
Пьер Жильяр (1879-1962 гг) во времена своего наставничества

Организация учебы была потрясающей: светлые и просторные классные комнаты, большое количество наглядных пособий и книг в огромной библиотеке, продуманное расписание уроков. У ребят были полноценные перемены между занятиями с прогулками на свежем воздухе. Учитывался уровень знаний, здоровье и склонности каждого ребенка.

Преподаватель математики — коллежский советник

Великая княжна Марья Николаевна и остальные девочки начали учиться примерно с 6 лет. Сначала занимались чтением, письмом, учили арифметику под чутким руководством Соболева. К 7 годам активно изучали английский и французский языки и уже могли ездить верхом. Малышкам выдавали наглядные пособия: косточки разного цвета, кубики, а также монеты из меди и серебра с изображением цифр. Пользовались задачниками Паульсона и Аржанникова, которые приносил учитель, коллежский советник Соболев.

Цесаревич Алексей и учитель русского языка П.Петров
Цесаревич Алексей и учитель русского языка П.Петров

В каждом письме Александры Федоровны Николаю II были рассказы о том, что усвоили дети. Императрица всегда присутствовала на первом уроке каждого нового учителя, строго следила за ходом учебы и педагогическим составом. Интересно, что коллежский советник составлял подробные отчеты о своей работе: вручал экземпляр Александре Федоровне, а остальное отправлял в образовательные инстанции.

Преподаватели иностранных языков: Жильяр и Гиббс

Основной состав учителей появился во время учебы старших девочек. Их подбирали по рекомендациям. Сохранились записи, где указаны количество часов того или иного преподавателя в неделю и их стоимость. К примеру, в 1908–1909 годах у П. Жильяра было 8 уроков в неделю, за которые он получал 1600 рублей, а в 1909–1910 стало 13 часов с жалованьем 2300 рублей. Гиббс в эти годы вел 6, затем 13 часов, получая 1200–2300 рублей в неделю. Жильяр и Гиббс жили в Царском Селе, а остальные учителя приезжали из Петербурга.

Сидней Гиббс (по центру справа), фото 1924 года в Харбине
Сидней Гиббс (по центру справа), фото 1924 года в Харбине

Царевич Алексей начал учить иностранные языки гораздо позднее девочек. Учитель английского языка Сидней Гиббс (рекомендованный императрице фрейлиной С. И. Тютчевой) рассказывал, что родители царевича осознанно откладывали обучение из-за болезненности мальчика. Еще они считали, что наследник должен больше внимания уделять родному языку и выработать, в первую очередь, чистоту выговора.

Сидней Гиббс стал уделять больше внимания Алексею с 1916 года, положительно влияя на формирование характера и поведение мальчика. Этот достойный учитель, выпускник Кембриджа, после революционных событий поехал вслед за семьей царя в Тобольск, и только наличие английского подданства уберегло Гиббса от расправы большевиков.

Цесаревич Алексей с учителями (слева направо): П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров
Цесаревич Алексей с учителями (слева направо): П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

Учебе уделялось больше времени, чем общению с родителями

Если судить по расписаниям уроков, у царских детей почти не было времени на встречи с родителями. Даже утренний чай они пили раздельно. И хотя в реальности дети видели отца и мать чаще, чем это указывалось на бумагах, возможности долго быть рядом у них не было.

С девочками занимался штат воспитателей и фрейлины, которые также участвовали в обучении. Известно, что после отречения от престола Николай II вместе с супругой не стали прерывать образование детей. Сама Александра Федоровна учила вместе с сыном катехизис, учителя русского языка П.Петрова сменил сам лейб-медик Е.С.Боткин, а математика Соболева — гоф-лектриса Трина Шнейдер. Баронесса Буксгевден занималась с тремя младшими девочками игрой на фортепиано, до конца были рядом Сидней Гиббс и Пьер Жильяр. Только гибель всей царской семьи остановила это поистине блестящее обучение…

Лейб-медик Е.С.Боткин (1865-1918 гг)
Лейб-медик Е.С.Боткин (1865-1918 гг)

Царских детей обучали лучшие учителя со всей России и Европы — хорошее образование могли себе позволить только избранные. В наше время гораздо больше возможностей найти достойных учителей, чем это было по времена Николая II.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх