• Алексей Bristlie
    Когда я учился в 7-м классе, забеременела одноклассница. Уж как только её не чихвостили на классном часе! Особенно не...Беременные школьн...
  • Владимир Алтайцев
    Чушь и бред  Динозавры  рептилии, и  их температура  зависит от окружающей  среды, потому  любой  гадозавр  на  льду ...Смотрим «Доистори...
  • Владимир Петров
    Вымерла замечательная семья. Спасибо партии за это.Что скрывала и о ...

Новое соединение остановит повреждение нейронов при боковом амиотрофическом склерозе

Нейробиологи из Северо-Западного университета в США нашлисоединение, которое обращает вспять разрушениеверхних мотонейронов — ключевого фактора нейродегенеративных заболеваний, вызывающих паралич. Исследование опубликовано в журнале Clinical and Translational Medicine.

Восстановленныемоторныенейроны. Credit: Barıs Genc et al / Clinical and Translational Medicine 2021

Боковой амиотрофический склероз: описан в XIX веке и до сих пор неизлечим

Боковой амиотрофический склероз(БАС)— это прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, при котором поражаются нервные клетки, контролирующие произвольные движения мышц.

Болезнь впервые описана в 1824 году шотландскимхирургомЧарльзомБеллом, а 1874 Жан-Мартен Шарко, основоположник современной невропатологии,связалутратудвигательной активности с потерей моторных нейронов. Он же и дал название болезни —боковойамиотрофическийсклероз. Это заболевание также называют болезнью моторных нейронов (MND, motor neurone disease).

По всему мируБАСстрадают более300 тысяч пациентов.Это тяжелое заболевание не лечится.Одобренныепрепараты, рилузол и эдаравон, лишь незначительно замедляют развитие болезни.

Зачастую люди с установленным диагнозом живут не более пяти лет, но встречаются и исключения.

Самый известный пациент с БАС — Стивен Хокинг, он прожил с болезнью более полувека.

ПричиныБАСдо конца неясны. Однакообнаружено,что к утрате моторных нейронов может приводитьнеправильные свертываниеиагрегация белковв нервной ткани. Аномальные скопления белков нарушают процессы жизнедеятельности нейронов, препятствуют транспорту питательных веществ в них, подавляют функцию энергетических фабрик клетки —митохондрий, нарушают синтез РНК и белка. В результатенейрон перестает вести себя адекватно и не передаетинформацию к мышцам. Недостаток сократительной активности приводит к истощениюмышечной ткани, параличу и смерти.

NU-9 — соединение, восстанавливающее моторные нейроны

Исследователи из Северо-Западного университета определилисоединение, которое останавливаетдегенерацию верхних мотонейронов— причину развития не только БАС, но итаких заболеваний, как наследственная спастическая параплегия ипервичныйбоковойсклероз.

Для этого ученые провели скрининг более 50000 соединений-кандидатов. В результате серии испытаний им удалось выявить нетоксичное соединение, которое преодолевает гемат-оэнцефалический барьер и восстанавливает митохондрии и эндоплазматический ретикулум (там заканчивается синтез и происходит транспорт белков) в моторных нейронах. Исследователи назвали это соединение NU-9.

NU-9 и его воздействие на моторные нейроны. Credit: Barıs Genc et al / Clinical and Translational Medicine 2021

«Способность NU-9 улучшать целостность митохондрий и эндоплазматического ретикулумакрайневажна.Несмотря на то чтоосновные причины развития бокового амиотрофического склероза различны, при большинстве из них возникает повреждение этих структур», — сообщают авторы исследования.

Эксперименты на мышах

Затем нейробиологи ввели соединение NU-9 мышам трансгенных линий. Повреждения мотонейронов у этих мышей были схожи с таковыми у пациентов с БАС. Препарат вводили животным через желудочный зонд в течение 60 дней. Одной группе мышей вводили 20 мг вещества на один килограмм веса, другой — 100 мг, контрольная группа получала оливковое масло и вспомогательные вещества.

По окончании эксперимента исследователи провели поведенческие тесты: мышей помещали на вращающийся стержень и проволочную сетку. Также ученые исследовали срезы головного и спинного мозга животных.

Мыши, получавшие лекарство, лучше справлялись с упражнениями, и особенно это было заметно на тестах с проволочной сеткой: грызунов помещали на сетку, которую затем переворачивали и подвешивали над клеткой. Ученые фиксировали время падения животного.

Результаты поведенческих тестов: салатовым показаны успехи здоровых мышей; голубым — мышей с поврежденными моторными нейронами, не получавших лечение; синим — принимающих NU-9. Credit: BarıGencetal/ Clinical and Translational Medicine 2021

У мышей также увеличилось число неповрежденных митохондрий и возросла целостность эндоплазматического ретикулума в верхних мотонейронах, а количество неправильно свернутых токсичных белков SOD1 уменьшилось.

Уровень белков SOD1 в нейронах у мышей из контрольной группы и у испытуемых, принимающих 20 и 100 мг/кг NU-9. Credit: BarıGenc et al/ Clinical and Translational Medicine 2021

Число верхних мотонейронов у мышей, получавших по 100 мг/кг NU-9 в течение 60 дней, оказалось сопоставимым с таковым у здоровых мышей.

Сейчас нейробиологи из Северо-Западного университета  завершают углубленные токсикологические и фармакокинетические доклинические исследования NU-9 и готовятся перейти к клиническим испытаниям фазы 1.

Текст: Вера Васильева

Improving mitochondria and ER stability helps eliminate upper motor neuron degeneration that occurs due to mSOD1 toxicity and TDP43 pathology by Barıs Genc et al  in Clinical and Translational Medicine. Published February 2021.

Let's block ads! (Why?)