Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    Везучая девица лёгкого поведения.Куртизанка - прин...
  • Мистер Скептик
    Имена между языками переводятся вообще очень странным образом. В современном русском языке есть 2 отдельных имени Фёд...Почему Генрих — н...
  • Мистер Скептик
    У них больше возможных вариантов.У осьминогов нашл...

Гибрид подлодки и самолета: почему никто не помнит о самом страшном советском экраноплане BAA-14

Один из самых печальных экспонатов музея в Монино — загадочный футуристичный то ли самолёт, то ли подлодка. Что это такое? Для чего построено? Летало ли оно вообще?

Гибрид подлодки и самолета: почему никто не помнит о самом страшном советском экраноплане BAA-14

Это последняя работа Роберта Бартини, знаменитого авиаконструктора, эмигрировавшего из фашистской Италии в СССР в 1920-годах. Здесь Бартини с одной стороны расцвёл как талантливый инженер, разработав целый ряд интересных конструкций и прославившись на весь мир, а с другой познал все радости сталинского времени, отсидев как враг народа в лагерях (вместе со своим начальником — великим Андреем Туполевым). Правда, заключение он отбывал в КБ закрытого типа («шарашке»), продолжая разрабатывать там авиационную технику.

Самолёт-амфибия

Но вернёмся в ВВА-14. Первый подобный проект итальянец представил в 1962 году, он назывался МВА-62. Это был самолёт-амфибия с возможностью вертикального взлёта и посадки. По сути, это был гибрид самолёта и судна на воздушной подушке — МВА-62 могла лететь как обычно, а могла идти подобно экраноплану над самой водой, скрываясь от радаров, плюс имела возможность садиться почти на любую поверхность. Ну и вообще, скоростная стратегическая амфибия — это звучало необычно. Единственный экземпляр хорошо показал себя на испытаниях, и Бартини дали добро на разработку более крупной модели.

Фото

4 сентября 1972 года огромный ВВА-14 совершил свой первый полёт. Летала машина хорошо, получила прозвище «Змей Горыныч», но возникла проблема с установкой на опытный образец подъёмных двигателей для вертикального взлёта — их, модель РД36−35ПР, разрабатывали параллельно специально под амфибию. Пока их ждали, пока текла бюрократия, пока испытывали поплавки, в 1974 году 77-летний Бартини умер.

Экраноплан, о котором все забыли

В результате машину решили переделать в экранолёт (то есть в большей мере экраноплан, чем самолёт, но способный подниматься на большие высоты). В 1976-м модификация ВВА-14М1П была закончена, но её испытаний уже практически не проводили, так как движущей силы проекта — Бартини — не было, а государство не слишком интересовалось экстравагантной конструкцией.

Фото

С машины было снято всё лишнее, а корпус спустя какой-то период времени оттащили в Монино, где он и находится по сей день. Раз в год возникает очередной проект реставрации удивительной машины, но на данный момент воз и ныне там.

Технические характеристики ВВА-14

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 25,97 м
  • Размах крыла: 28,5 м
  • Максимальная взлётная масса: 52 000 кг
  • Силовая установка: 2 маршевых двигателя ДТРД Д-30М и 12 подъёмных ДТРД РД36−35ПР
  • Максимальная скорость: 760 км/ч
  • Крейсерская скорость: 640 км/ч
  • Практическая дальность: 2450 км
  • Практический потолок: 10000 км
  • Вооружение: 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4 000 кг.
Фото
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх