Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 256: как мозг осознает присутствие гриппа

Ученые из Гарвардской медицинской школы, изучая мышей, обнаружили группу нейронов в дыхательных путях, которая оповещает мозг об инфекционных заболеваниях, включая грипп. При этом у мышей происходит снижение двигательной активности, пропадает аппетит и чувство жажды. Эта работа представляет собой первый шаг в понимании связи между мозгом и телом во время инфекции. Исследование опубликовано в Nature.

Частицы вируса гриппа (синие, искусственно окрашенные) в клетке. Credit: Lennart Nilsson, Boehringer Ingelheim International GmbH, TT/SPL

В ходе серии экспериментов в языкоглоточном нерве, который помимо прочего, отвечает за глоточный и небный рефлексы, и проходит от горла до мозга была выявлена группа необычных нейронов. Стивен Либерлес из Гарвардской медицинской школы вместе со своей командой выяснил, что при заболевании, во время инфекции эти нейроны «обнаруживают» простагландины (липиды, образующиеся в организме ферментным путем, которые вырабатываются, как ответ на травму или болезнь и повышающие чувствительность болевых рецепторов). Затем они подают сигнал мозгу о том, что в организме присутствует инфекция.

До этого момента ученые считали, что молекулы-посредники (простагландины) из очага инфекции движутся по кровотоку в мозг, проникая в него для активации областей, которые запускают программу поведения организма при болезни (снижение активности, отсутствие аппетита и жажды).

Авторы указали на то, что простагландин Е2 воздействует на специфический рецептор EP3, который отвечает за поведение, связанное с болезнью. Этот рецептор обнаружен по всему телу, включая мозг. Чтобы проверить функциональность рецептора ученые удалили его из мозга мышей и заразили их гриппом. Мозг мышей при этом перестал получать сигналы о болезни через кровь с простагландинами. Но оказалось, что в горле мыши существует специфическая EP3-содержащая популяция нейронов, находящаяся в области миндалин и направляющая свои проекции в ствол мозга. Эта популяция и может указать, что произошло заражение и главное — где оно появилось.

Такая «география» специфических нейронов имеет смысл: область миндалин «служит связующим звеном между наружным воздухом и тем, что поступает в дыхательные пути», — говорит соавтор исследования На-Рюм Бин, нейробиолог из Гарварда. Этот регион организма богат иммунными клетками, которые вырабатывают простагландины, когда мы сталкиваемся с патогенами.

«Мы думаем, что эти нейроны передают информацию о том, где находится патоген, и возбуждают нейронные цепи, которые контролируют реакцию на болезнь», — сказал Стивен Либерлес (Stephen Liberles) автор исследования, профессор клеточной биологии Института Блаватник (Blavatnik Institute) при Гарвардской медицинской школе, а также исследователь Медицинского института Говарда Хьюза (Howard Hughes Medical Institute).

Интересно, что чувствительные к инфекции нейроны миндалин отвечают за болезненное поведение только на первой стадии гриппозной инфекции, которая поражает верхние дыхательные пути и длится примерно неделю. По мере того, как вирус в течение болезни проникает в нижние дыхательные пути, другой нервный путь берет на себя работу по стимулированию болезненного поведения.

«Если бы мы могли найти способ заблокировать этот второй путь, это в сочетании [с терапией] могло бы оказать огромное клиническое воздействие”, — говорит Либерлес.

В будущем биологи надеются идентифицировать клетки дыхательных путей на обоих путях чтобы охватить все фазы заболевания. А также привлечь к испытаниям людей для того, чтобы разработать более эффективные методы лечения гриппа.

Текст: Александра Безродная

An airway-to-brain sensory pathway mediates influenza-induced sickness by Na-Ryum Bin, Sara L. Prescott, at al. in Nature. Published March 2023.

DOI: https://doi.org/10.1038/s41586-023-05796-0