Телескоп Gaia открыл свою первую транзитную экзопланету

D. Ducros / ESA

Астрономы, работающие с космической обсерваторией Gaia, подтвердили, что телескоп открыл свою первую экзопланету путем наблюдения ее прохождений по диску звезды. Новооткрытый объект представляет собой короткопериодический газовый гигант, расположенный близко к солнцеподобной звезде, сообщается на сайте телескопа.

Космический телескоп Gaia, созданный Европейским космическим агентством, работает на орбите вокруг второй точки Лагранжа в системе «Земля — Солнце» с 2013 года. Обсерватория, работая в оптическом диапазоне, занимается составлением самой подробной трехмерной карты Млечного Пути, определяя параллаксы и собственные и радиальные движения для более чем одного миллиарда звезд. Получаемые телескопом данные позволяют астрономам разобраться в распределении и динамике звезд в нашей галактике, понять механизмы ее формирования и эволюции, а также найти множество ранее неизвестных объектов, таких как астероиды, кометы, скопления и экзопланеты. На текущий момент в свет вышел уже третий каталог данных Gaia, который содержит информацию о 1,8 миллиарда звезд.

Астрономы из консорциума обработки и анализа данных Gaia (DPAC) сообщили о подтверждении первой открытой Gaia экзопланеты при помощи метода транзитной фотометрии. Методика сканирования неба обсерваторией мало подходит для обнаружения экзопланет подобным методом, когда наблюдатель фиксирует периодические небольшие падения яркости звезды из-за прохождения планеты по ее диску. Тем не менее, Gaia может проводить подобные наблюдения, в частности смогла увидеть в 2017 году транзит ранее открытой экзопланеты WASP-19b по диску своей звезды.

Телескоп Gaia открыл свою первую транзитную экзопланету

Кривая блеска звезды Gaia EDR3 3026325426682637824 по данным телескопа. На нижней картинке выделен транзит экзопланеты по диску звезды.

ESA / Gaia / DPAC / CU7

Новооткрытая экзопланета находится в системе солнцеподобной звезды Gaia EDR3 3026325426682637824 и представляет собой газовый гигант с массой 1,1 массы Юпитера и орбитальным периодом 3,05 земных дня. Чтобы сделать это открытие, ученым пришлось вначале проанализировать фотометрические данные Gaia, собранные в течение 34 месяцев работы телескопа, а затем подтвердить открытие при помощи спектрографа PEPSI, установленного на Большом Бинокулярном телескопе, и космической обсерватории TESS.

Ранее мы рассказывали о том, как Gaia определила момент поглощения Млечным Путем галактики-«сосиски», увидела вспышку фуора и даже нашла возможные источники загадочного сигнала Wow!.

Александр Войтюк