Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Портреты понятно, тяжко, наверное, было современникам их в быту различать.Как на старинном ...
  • Валерий Федосеев
    Неоднократно во все части тела, чуть прозевал он весь уходит в плоть, даже жопы не видать. Один клещ поселился навечн...Американец подхва...
  • Елена Мамонова
    в поликлинике удаляли потомАмериканец подхва...

Советские "костюмные" фильмы: наряды в кино и на портретах

Снимать "костюмные" фильмы в Советском Союзе было нелегко - и бюджеты небольшие, и доступ к информации ограничен. Нет, это мешало художникам по костюмам проявлять фантазию и изобретательность, и даже наоборот - поощряло. Однако иногда встречаются просто восхитительные образчики вдохновения историческими прототипами!

Мой, наверное, любимый пример - "Благочестивая Марта" Яна Фрида. Костюмы отсылают нас к Испании второй половины XVI века и начала XVII. И есть один образ, который радует глаз своей прелестью, но на первый взгляд крайне далёк от моды той эпохи. И фасон, и расцветка действительно не похожи на то, что носили тогда (зато подчёркивают юную красоту Лусии). Однако взгляните на причёску с цветами. Думаете, фантазия?

Кадр из фильма "Благочестивая Марта" (1980)

Кадр из фильма "Благочестивая Марта" (1980)

Ан, нет, не совсем! И, кажется, я знаю прототип. Португальская принцесса, первая жена испанского короля Филиппа II (тогда ещё наследника престола - второй женой стала, после смерти семнадцатилетней Марии, другая Мария - английская королева). Да, у платья совсем иной фасон (хотя, заметим, оно тоже розоватое). Однако форма причёски и цветы, да ещё чередующихся оттенков... Я уверена, что художник по костюмам Татьяна Острогорская видела этот портрет.

А если нет, и это совпадение - готова съесть одну из своих шляпок (самую маленькую).

Вот насчёт дорожного костюма Анастасии Ягужинской из фильма "Гардемарины, вперёд!" я не так уверена. Шляпку есть не стану, не уговаривайте. Но есть портрет дамы в охотничьем костюме, глядя на который улавливаешь несомненное сходство...

Кадр из фильма "Гардемарины, вперёд" (1988)

Кадр из фильма "Гардемарины, вперёд" (1988)

Редингот с глубоким декольте, кружевной галстучек-рюш на шее, треуголка... Нет, понятно, что наряд Анастасии, в общем, логичен - что ж ещё надевать в дорогу, как не жакет в мужском стиле и треугольную шляпу? Но вот то, что выбран вариант, открывающий грудь (что не очень практично, прямо скажем), и кружева на шее... Это заставляет меня мечтать - может, портрет графини послужил источником вдохновения? Не могу не заметить, что хотя кружева тогда были очень популярными, именно такого рода галстучек в сочетании с охотничье-дорожным костюмом - пример довольно редкий.

Графиня София-Мария фон Восс, Антуан Пэна, 1746-51. (сс) Из коллекции дворца Шарлоттенбург, Wikimedia Commons. Кстати, дело Лопухиных, о котором речь в фильме - 1743. То есть портрет даже нужного нам периода.

Графиня София-Мария фон Восс, Антуан Пэна, 1746-51. (сс) Из коллекции дворца Шарлоттенбург, Wikimedia Commons. Кстати, дело Лопухиных, о котором речь в фильме - 1743. То есть портрет даже нужного нам периода.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх