С чего начинается «Сфера» «Роскосмоса»?
«Роскосмос» запустил «Скиф-Д» — первый космический аппарат многоспутниковой системы «Сфера». Ранее предполагалось, что «Сфера» станет конкурентом таких проектов спутникового интернета, как Starlink и OneWeb, но при этом будет и навигацию обеспечивать, и Землю фотографировать. Получилось не совсем то, что ожидалось. Разбираемся, с чего началась «Сфера» и куда она покатится.
Впервые название «Сфера» появилось в речи Владимира Путина в июне 2018 года, хотя накануне «Роскосмос» провел презентацию проекта многоспутниковой группировки для интернета под названием «Эфир». Злые языки говорили, что он перепутал названия, но чиновники «Роскосмоса» поспешили пояснить, что все правильно, просто «Сфера» — это еще более комплексная система для всего сразу: и интернета, и спутниковой съемки, и навигации, а «Эфир» — только ее интернет-часть. После ознакомления с уточненным описанием казалось, что «Роскосмос» готов свалить в «Сферу» вообще все гражданские спутники, независимо от их назначения, конструкции и орбиты.
Были названы и первые оценки стоимости «Сферы». Сначала говорили о 300 млрд рублей, но, по всей видимости, это была оценка только интернет-«Эфира», поскольку «Роскосмос» рассчитывал на привлечение «внебюджетного финансирования». Затем сумма на «Сферу» выросла до 1,5 трлн рублей, а потом сократилась до 800 млрд рублей. К 2022 году «Роскосмос» оценивал проект в 180 млрд рублей на 162 спутника до 2030 года.
Правительство пообещало выделить 95 млрд, но пока выделило только 40 на три ближайших года.
Различные оценки стоимости программы и различное количество спутников, которые попадали в прессу, — это отражение процесса торга между «Роскосмосом», который заинтересован в максимальном увеличении заказов, и правительства, у которого не хватает средств на все хотелки космической отрасли.
Любопытно, что 162 планируемых спутника примерно равны текущему количеству действующих российских космических аппаратов. Таким образом, «Сферу» можно было бы назвать десятилетней программой обновления спутниковой группировки России, а не какой-то единой системой. Например, в нее включены аппараты «Ямал» и «Смотр» от «Газпром космические системы», который не входит в «Роскосмос» и вообще — формально негосударственный проект. Также в «Сфере» оказались «Экспрессы» от Минцифры, хотя оно тоже отделено от «Роскосмоса». Некоторые проекты повторяют или конкурируют друг с другом, например, «Ямал» с «Экспрессами», а «Смотр» с «Беркут-ВД».
Предполагаемый состав системы тоже менялся. В максимальном своем наполнении предполагался запуск более 600 спутников, на которые «Роскосмос» планировал потратить более 40 ракет. Но очень быстро из «Сферы» вывалился навигационный «ГЛОНАСС», вероятно, из-за его военного назначения. Спустя три года, на фоне успехов развертывания проектов Starlink и OneWeb и ужесточающихся санкций, стало очевидно, что «Эфиру» на мировом рынке ничего не светит. В него отказались вкладываться даже такие «внебюджетные» инвесторы, как ВЭБ и «Газпром», поэтому фактически проект был прекращен. Впрочем, позже похожим проектом занялся «Мегафон», но это уже вне «Сферы».
«Роскосмос» рассчитывал на получение финансирования на «Сферу» из новых и обильных национальных проектов цифровизации России и освоения Арктики. В то же время на прямые вопросы о перспективах окупаемости проектов следовали пространные размышления о новых рабочих местах, инфраструктурном проекте и его мультипликативных и синергетических эффектах. То есть даже на раннем этапе проектирования не предполагалось из «Сферы» создавать коммерческого конкурента Starlink и OneWeb и пытаться выходить на мировой рынок с конкретными услугами.
Хотя «Эфир» не нашел поддержки, задача широкополосного доступа в интернет все же возлагается на «Сферу», и остались проекты по спутниковой съемке. В настоящее время в «Сферу» включены десять проектов, половина из них это связь, половина — съемка Земли.
На ближайшие три года правительство выделило 40 млрд рублей. Распределение этих средств «Роскосмос» не раскрывает, но больше всего это похоже на обеспечение выпуска геостационарных «Экспрессов» в интересах Минцифры. Однако первым полетел «Скиф-Д», а «Роскосмос» поспешил отчитаться, что «Сфера» начала воплощаться в жизнь. Но если углубиться в детали…
Проект «Скиф» появился по инициативе ООО «Зонд-Холдинг» как российский аналог международного O3b, с разницей в наклонении орбиты: у иностранцев близкая к экватору, а наша предполагается околополярная. Разница в 6 или 12 спутников определяется географией пользователей.
Если «Скиф» используется в пределах России и других северных стран, то достаточно 6 спутников; если претендовать на глобальный охват, то нужно 12 штук.
Это кажется очень мало в сравнении с многотысячным Starlink, но тут серьезная разница в высоте орбиты — почти в пятнадцать раз: у американцев 550 км, а у «Скифов» — 8070 км. Разница в высоте влияет на разницу в размерах наземных станций: для «Скифа» необходимы антенны в 1,8 и 2,4 м, то есть потенциальные клиенты — это не индивидуальные пользователи, а сотовые компании, удаленные поселения и пассажирские суда.
На пути «Скифа» есть пара существенных препятствий. Во-первых, экономическое. В названии иностранного конкурента, который уже несколько лет поставляет стабильные услуги, — O3b — сокрыто количество потенциальных клиентов: Other 3 billions, т.е. потенциальный рынок охватывает более трех миллиардов пользователей, «других», т.е. не охваченных современными наземными сетями. Если же посмотреть на области покрытия «северного» шестиспутникового «Скифа», то там хорошо если наберется десятая часть от того количества. Значит, первый этап проекта экономически нежизнеспособен без госфинансирования.
Второй этап имеет смысл начинать только тогда, когда будут подтверждены бизнес-модель и международный спрос, отработаны наземная инфраструктура и пользовательские станции. С учетом текущей международной обстановки и успехов конкурентов такой бизнес-план кажется слишком рисковым, поэтому скорее всего в лучшем случае «Скиф» ограничится шестью аппаратами.
Впрочем, текущая обстановка формирует и следующую проблему проекта — технико-политическую. Прежде всего надо учитывать введенные санкции на электронику. Они сказываются на «Скифе» уже давно. Шесть лет назад предполагалось создавать систему на базе платформы «ГЛОНАСС-К», разработки «ИСС Решетнева». Но присоединение Крыма и американские санкции вслед за этим сделали невозможным производство таких спутников. «ГЛОНАССы» пришлось переделывать, а «Скифов» решили пересадить на другую решетневскую платформу — «Экспресс-1000». Из ее названия следует, что она имеет массу в 1 тонну, что никак не сравнить с запущенным 150-килограммовым «демонстратором» «Скиф-Д».
«Экспрессы» — это более импортозамещенные платформы, но и они летали с полезной нагрузкой французского изготовления от Thales. А европейцы прекратили всякое взаимодействие с российскими партнерами после февраля 2022 года.
Что же такое «Скиф-Д» и почему его запустили, несмотря на очевидные проблемы и отсутствие серьезного госфинансирования? А секрет оказался прост: компания «Зонд-Холдинг», инициировавшая этот проект, должна подтвердить свою заявку на выделение радиочастот в Международном союзе электросвязи. По условиям МАС, отправитель заявки должен запустить до 2023 года не менее 10% планируемой спутниковой группировки. На борту «Скифа-Д» установлен радиопередатчик нужного диапазона, который, согласно официальным пресс-релизам, будет проходить летные испытания. Сам же спутник сделан на базе экспериментальной платформы, которую «ИСС Решетнева» создавали для студенческого спутника «Юбилейный». Тот аппарат еще прославился тем, что на его борту стояла «гравицапа» для безракетного изменения орбиты спутника, которая, разумеется, не сработала.
Судя по тому, что «Скиф-Д» запущен в единственном экземпляре, всего «Скифов» не планируется больше девяти. Также сложно сказать, когда полетят реальные аппараты, а не демонстратор. О разработке демонстратора российские СМИ подготовили несколько репортажей с «ИСС Решетнева», но никто и полусловом не обмолвился о производстве первого серийного аппарата.
По другим репортажам видно, что «ИСС Решетнева» ведет активные работы по еще одному «сферическому» проекту — «Марафон IoT». Проектируется новая малая спутниковая платформа массой около 50 кг, определяется технология поточной сборки. Вероятно, именно об этой работе недавно говорил глава «Роскосмоса», когда объявил цель собирать по спутнику в день. В то же время у «Марафона» те же проблемы, что и у «Скифа» — нехватка денег, трудности с поставщиками комплектующих.
По состоянию на 2022 год планируется к 2030 году вывести на орбиту 132 спутника, начиная запуски с 2025 года, т.е. примерно 26 штук в год. Кстати, прежде всего благодаря им и набираются 162 аппарата всей «Сферы».
С наблюдательной составляющей «Сферы» еще большая неопределенность. Судя по всему, по многим проектам даже не определен изготовитель различных семейств спутников. Более-менее ясно только со «Смотром», которым давно планирует заниматься «Газпром», однако сложно сказать, готово ли его спутникостроительное производство к этой работе. Известно, что оборудованием завода занималась Thales, и она не успела закончить работы до февраля 2022 года.
Таким образом, реальная «Сфера» еще никуда не полетела — из-за отсутствия рыночных перспектив, санкций и недофинансирования. Скорее всего, настоящая «Сфера», а не дутая, начнется с обычных геостационарных «Экспрессов» для Минцифры. Но ждать их придется еще несколько лет.
zelenyikot
Подготовлено для «Свободного пространства», публикуется с некоторыми исправлениями.
Поддержать развитие блога.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии