На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Риск снижается, но все равно в итоге приводит к 100 % смертности.Инфаркт миокарда ...

Почему гладиаторы не носили доспехов

Древне-римские гладиаторы - тема интересная. Насколько обширная, настолько и спорная, поскольку вживую на арене Колизея никто из нас не бывал, и лично удостоверить, как происходили бои, не может. И слава Богу.

Image result for гладиатор

Но одно про гладиаторов известно точно: большинство их не носило доспехов. Точнее, носило, но очень специфические, практически ничего не защищавшие.

Гладиаторы

Хорошая защита полагалась только лишь нескольким классам гладиаторов: андабатам и скиссорам, из-за их особенного боя - почти (или совсем) вслепую, а также крупелариям и димахерам - обоеруким бойцам. Но двое последних встречались редко, и далеко не в каждом театре.

Большинство гладиаторов других классов защищались куда слабее...

Гладиатор мурмиллон - "рыба"

Гладиатор мурмиллон - "рыба"

На снимке выше хорошо видно оснащение одного из самых распространенных классов гладиаторов - мурмиллона. Из всей защиты он имеет только наплечник и наруч на правую, боевую руку, и шлем. Зато шлем очень хороший, полностью закрывающий голову, с решетчатым забралом - ну практически современная фехтовальная маска ))

Этот комплект брони встречался очень у многих классов гладиаторов - у фракийца, гопломаха, секутора. Защита провокатора и самнита была чуть-чуть получше - медная пластина на груди. Живот так же был открыт. А вот ретиарий никакой защиты не имел вовсе.

Гладиатор фракиец с характерным мечом-сикой

Гладиатор фракиец с характерным мечом-сикой

Ситуация складывается интересная: наиболее известные, популярные классы этих бойцов, к которым относятся:

  • гопломах;
  • секутор;
  • мурмиллон;
  • ретиарий;
  • самнит;
  • фракиец -

доспехов практически не имели, только защиту "боевой" руки и шлем. И, как правило, щит, от маленькой пармы (это вроде баклера) до громадного скутума. Почему же, если принято думать, что гладиаторы всегда дрались насмерть?

Гладиаторский бой

Изучая гладиаторские бои (увы, сохранилось крайне мало их описаний), нужно учесть один важный момент. Гладиаторы в первую очередь были артистами, а уже во вторую - бойцами. Их задачей было развлекать публику, приманивать публику, обеспечивая доход театру, а себе - содержание.

Сколько именно гладиаторов гибло на арене Колизея и других подобных мест, мы не знаем. Можем только предполагать. Но обучение хорошего гладиатора длилось долго (имелись даже специальные школы), и наверняка обходилось не в один сестерций. Соответственно, допускать слишком высокую "производственную" смертность ни одному ланисте (владельцу гладиаторской школы) было не выгодно. Разоришься.

Гладиатор гопломах

Гладиатор гопломах

С другой стороны, если совсем без летальных исходов... Не та эпоха, господа. Зрители не поймут. Древнеримский зритель был охоч до адреналина, любил, когда ему щекочут нервы, и чтоб все было по-настоящему. Так что периодически ланисты наверняка были просто вынуждены жертвовать одним-другим гладиатором...

Но тем не менее хороших доспехов у них, подневольных бойцов, в большинстве своем не было. Грудь и живот, как правило, были совершенно открыты. Почему же?

Специфика боя

Я не зря упоминал, что в первую очередь гладиаторы были артистами. Сдается мне, что если бы мы построили-таки машину времени и посетили гладиаторские бои, то увидели бы... Практически первое в мире артистическое фехтование!

При случае гляньте на ютубе ролики. Артистическое фехтование очень красивое и издалека на непосвященный взгляд может казаться боевым. Но при этом боевым искусством оно не является ни в какой мере.

Большинству гладиаторов не полагались доспехи для того, чтобы исключить "бугуртные" бои. Поэтому, кстати сказать, сверхтяжелые гладиаторы-крупеларии большой популярностью и не пользовались - скучная штука этот ваш бугурт ))

А зритель был искушен и требовал эстетики. Кровавой, но все-таки красоты. А не вот этого вот...

Гладиатор крупеларий. Да, мне тоже смешно )

Гладиатор крупеларий. Да, мне тоже смешно )

Короче, полностью открытый корпус вынуждает бойца беречься, не лезть на рожон, не кидаться на врага всем телом - чай, свое, не чужое.

Полностью открытый корпус требует вести осторожный дистанционный бой - с уходами, уворотами, ложными отступлениями, неожиданными кульбитами и т.п. Ко всему этому добавляем некую толику артистизма и получаем сплав артфеха и боевого бездоспешного фехтования. Получаем систему боя, которая позволяет четко дозировать удары и регулировать боевую скорость. Если надо просто подраться - скорость одна, а вот если сегодня в программе (разумеется, неофициальной, не для публики) бой насмерть, то уже совсем другая...

Только такой метод позволяет вести долгие, зрелищные, красивые бои. Потому что реальное боевое фехтование - это по большему счету "подошел, воткнул, вытащил". Зритель и понять ничего не успел - только что оба стояли, и вот один вдруг упал...

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх