Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Портреты понятно, тяжко, наверное, было современникам их в быту различать.Как на старинном ...
  • Валерий Федосеев
    Неоднократно во все части тела, чуть прозевал он весь уходит в плоть, даже жопы не видать. Один клещ поселился навечн...Американец подхва...
  • Елена Мамонова
    в поликлинике удаляли потомАмериканец подхва...

На Луне ожидается плотный трафик. Зачем человечество возвращается на спутник Земли?

Последняя из шести американских высадок астронавтов на лунную поверхность была более 50 лет назад. Казалось бы, вопрос закрыт. Привезли более 380 килограммов реголита, провели эксперименты, получили множество фото- и видеосвидетельств. И вот спустя десятилетия в мире вновь началась лунная гонка: США, Китай, Россия, Индия, Израиль и даже частные компании создали или готовят миссии к естественному спутнику Земли.

Но для чего людям лететь на Луну и тратить миллиарды долларов? Лишь для того, чтобы повторить достижение прошлого века? Esquire разобрался в вопросе.

На Луне ожидается плотный трафик. Зачем человечество возвращается на спутник Земли?

Основной драйвер лунных пилотируемых миссий — политика. Даже спустя полвека после «Аполлона» пилотируемый полет на Луну — одна из самых сложных и дорогостоящих технологических задач, стоящих перед человечеством. При нынешнем уровне развития ее решение стоит как минимум два-три десятка миллиардов долларов, а то и больше. Подготовка к такой миссии длится несколько лет и требует высокотехнологичного производства.

 

Space Launch System Takes Off At Night 3D Illustration Alamy/Legion Media
Ночной запуск ракеты-носителя Space Launch System

Зато и результат не заставит себя ждать. Совершить успешную пилотируемую лунную миссию — значить заявить о себе как о мировом космическом лидере.

Создание «Аполлона» в шестидесятых годах прошлого века тоже было во многом решением политической задачи — доказать преимущество американской космонавтики. Достаточно вспомнить речь Джона Кеннеди перед студентами Университета Райса в Хьюстоне, с которой и началась лунная программа: «И мы сделаем это. Не потому, что это легко, а потому, что трудно».

Когда человек круче робота

Есть и другая причина посылать людей на Луну. Пока космонавты гораздо эффективнее, чем космические аппараты. Американские астронавты не просто привезли лунный грунт — они искали наиболее интересные образцы, проводили эксперименты и выбрали несколько больших колонок грунта, что сделать при помощи автоматической станции было бы гораздо сложнее. За трое суток на Луне экипаж миссии «Аполлон-17» сделал гораздо больше, чем автоматическая станция и ровер смогли бы успеть за несколько месяцев работы.

 

китайский посадочный модуль «Чанъэ-4» с луноходом «Юйту-2»
Китайский посадочный модуль «Чанъэ-4» с луноходом «Юйту-2»

Пилотируемая миссия к Луне — это чрезвычайно дорогое, но очень эффективное мероприятие, работающее на топливе из политических амбиций государства. Вице-президент при Дональде Трампе Майк Пенс заявлял о начале подготовки новой американской пилотируемой лунной миссии во многом в качестве ответа на китайские достижения изучения Луны. Китай еще в 2004 году начал свою долгосрочную многоэтапную лунную программу, чтобы показать технологические возможности и силу государства, претендующего на звание мирового космического лидера.

По китайской лунной программе космонавты должны будут высадиться на поверхность Луны в 2028—2030 годах. И если посмотреть на то, как Китай реализовал предыдущие этапы, именно у этой страны самые серьезные шансы выиграть новую лунную гонку. В отличие от них, американская программа «Артемида» с приходом президента Джо Байдена и сменой политического вектора имеет все шансы окончательно забуксовать и превратиться в вялотекущий долгострой.

Серьезная проблема американской космонавтики — приход нового президента, как правило, означает резкий разворот развития космической программы. Насколько сильно это повлияет на реализацию «Артемиды», станет понятно уже в ближайшие месяцы. Пока же NASA констатирует, что программа сильно выбивается из графика из-за недостаточного финансирования. К 2021 году на создание посадочного модуля Human Landing System выделили в четыре раза меньше денег, чем запрашивало NASA.

Американской пилотируемой лунной программе может помочь частная космонавтика. Компания SpaceX в рамках создания космической системы Starship уже готовится к облету Луны и участвует в конкурсе на создание лунного посадочного модуля для NASA. Правда, пока Starship вошел в длительную полосу аварий во время разработки, и совсем непонятно, когда у Илона Маска получится решить эту проблему.

 

На Луне ожидается плотный трафик. Зачем человечество возвращается на спутник Земли?

Луна — полигон, о котором мы почти ничего не знаем

Для изучения Луны автоматическими станциями требуется гораздо меньше денег, чем для пилотируемой лунной программы. Отличный пример — это израильский лунный космический аппарат «Берешит», созданный частной компанией SpaceIL на частные же инвестиции. Стоимость всего проекта, включая запуск, составила около $95 миллионов. «Берешит» в 2019 году не смог выполнить свою миссию и разбился о лунную поверхность, но его пример показывает, что изучение Луны космическими аппаратами доступно даже новичкам в космической гонке. Да и мягкий спуск на лунную поверхность — это по‑прежнему очень сложная техническая задача. В том же 2019 году потерпел крушение и индийский аппарат «Чандраян-2». Несмотря на рост уровня используемой для управления электроники, пока лишь три страны в истории совершали мягкую посадку на Луну: СССР, США и Китай.

Но что могут искать на Луне космические аппараты? Разве ученые уже не выяснили все, что хотели? На самом деле о Луне мы знаем еще не очень много. Нет даже четкого понимания, как именно образовался естественный спутник Земли. В настоящее время существует как минимум две основные теории: гипотеза гигантского столкновения, предложенная американским ученым Уильямом Хартманом в 1975 году, и гипотеза метеоритной бомбардировки, которую предложил в 2004 году российский астрофизик Николай Горькавый.

Только системное изучение Луны поможет человечеству ответить на этот и другие научные вопросы. Да, это не прикладная наука, и она вряд ли сможет принести быстрые и понятные дивиденды, но это не значит, что полеты на Луну не нужны.

На Луне действительно пока нет ничего, что могло бы принести коммерческую прибыль уже в ближайшие десятилетия. Возможно создание радиотелескопа на обратной стороне Луны (он будет защищен от радиопомех с Земли), но это дело явно не ближайших лет. Часто упоминаемый в фантастических произведениях Гелий-3, как гипотетическое термоядерное топливо, ради которого нужно лететь на Луну, и вовсе можно отнести к разряду легенд. Во‑первых, пока нет никаких предпосылок создания реакторов, где этот изотоп гелия может использоваться. Во‑вторых, он чрезвычайно рассеян в лунном реголите, и его добыча при современном уровне развития науки и техники — очень малореалистична.

 

Корабль Роскосмос
Корабль «Орел»

Но если отойти от коммерции и подумать чуть шире, то человечеству удивительно повезло. Мы имеем рядом с нашей планетой уникальный объект — идеальный полигон для проверки различных космических технологий. Луна по космическим меркам удивительно близко, на нее удобно высаживаться. Именно лунные программы, от орбитальной космической станции до лунной базы, станут своеобразным классом для подготовки и последующей экспансии Солнечной системы. Поэтому человечество будет постоянно возвращаться к полетам на Луну. По крайней мере до начала регулярных и дешевых лунных туристических полетов.

В октябре 2021 года, впервые более чем за 40 лет, на Луну стартует российский космический аппарат «Луна-25». Его задача — изучение южной полярной области Луны, где еще никто не приземлялся и существует большая вероятность нахождения водяного льда. А значит, и у нас будет повод всматриваться в ночное небо и размышлять, как же там, на Луне, работает российская станция. А там, глядишь, дождемся и пилотируемых полетов. Очень уж хочется на это посмотреть.

Любовь со второго взгляда

Самый жаркий период отношений Земли и Луны — 60-е годы XX века, когда СССР и США отправили 42 миссии к нашему естественному спутнику. Но вот в 1972 году Селену (иное наименование Луны. — Esquire) покинул последний землянин, а в 1976-м — последняя автоматическая станция «Луна-24». С тех пор человечество охладело к спутнику Земли. До 2013 года было всего 13 миссий, которые были либо орбитальными, либо пролетными, тогда Селена исследовалась по дороге. За это время в исследовательских целях еще несколько раз о Луну разбивали зонды.

В декабре 2013 года китайцы послали к Луне посадочную станцию с луноходом. Луноход завяз, едва скатившись с посадочной станции, но он стал первым таким аппаратом на Луне в XXI веке. Теперь Китай — новый претендент на лидерство в космической гонке.

 

Рисунок Художник летчик-космонавт Алексей Леонов
Рисунок «Луна, первые минуты после посадки»

Тут засуетились старые и появились новые поклонники Луны, которые начали предпринимать проекты для возвращения на нее. Илон Маск запланировал облететь вокруг Луны на новой мощной ракете Starship, которую сейчас готовят. В 2019 году второй луноход посадил Китай, а Индия и Израиль не смогли провести мягкую посадку своих зондов — они разбились. В 2021 году планируется посадка «Луны-25» в приполярную область, где еще никто не был. Предыдущий президент США Дональд Трамп обещал, что NASA пошлет астронавтов на Луну в 2024 году. В эти плане американцы уже точно не вписываются, но вполне могут стать первыми на Луне в XXI веке. Опередить их способны китайцы, которые планируют построить целую лунную базу в 2030 году. Для этого им предстоит еще создать сверхтяжелую ракету и модули для Луны. «Роскосмос» задумал в 2028 году отправить людей в полет на лунную орбиту, а к 2030 году может высадить их, но для этого также придется разрабатывать модули для высадки на Луну.

И все это не считая промежуточных и подготовительных миссий. На селеноцентрической орбите ожидается плотный трафик.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх