Свежие комментарии

  • Анастасия И
    Названия красивые и запоминающиеся. Чего ещё желать.Гора Кубрика, рав...
  • Анастасия И
    Мог выдать за родственника. Дальнего, но максимально близкого из оставшихся. Братьев и кузенов у графа, судя по всему...Как Рауль, сын Ат...
  • Мистер Скептик
    Хоть б ы одна уже испытания прошла.Moderna начала кл...

Почему у большинства этрусских статуй миндалевидные глаза?

После этрусков осталось немало великолепных изваяний. В отличие от греческих и римских ваятелей, высекавших свои творения из мрамора, этруски предпочитали керамику и бронзу. Некоторые этрусские скульптуры поражают реализмом и утончённостью, они тщательно воссоздают живые оригиналы. И лица этрусков на этих статуях похожи на греческие или римские. Но большинство этрусских скульптур совсем иные.

Этрусский саркофаг супругов, некрополь Черветери

Этрусский саркофаг супругов, некрополь Черветери

Лица многих этрусских статуй похожи на сатирические маски. Для них характерны удлинённые глаза миндалевидной формы, острые носы и сардоническая улыбка. Причём в подобном стиле изображали как мужчин, так и женщин. В качестве примера можно привести парную фигуру на саркофаге этрусских супругов. Археологи нашли его в некрополе Черветери, он относится к VI в. до н.э. А вот лицо женщины с этрусского саркофага Ларции Сеянти, II в. до н.э., выполнено в реалистичном стиле.

Саркофаг Ларции Сеянти. Кьюзи, некрополь Поджо-делла-Мартинелла

Саркофаг Ларции Сеянти. Кьюзи, некрополь Поджо-делла-Мартинелла

Чем можно объяснить пристрастие этрусков к утрированным до карикатурности чертам лица в их ранних творениях и почему со временем этот стиль пропадает? На второй вопрос легко ответить — этрусский этнос постепенно растворялся в римском социуме, теряя свою культурную идентичность.

Этрусские творцы стали подражать более реалистичным греческим и римским образцам. Изменился не только творческий стиль, но и потребности заказчиков — ведь надгробные скульптуры изображали конкретных людей, а заказывали их наследники покойных. Они желали, чтобы изображение как можно точнее повторяло лицо и фигуру оригинала, вплоть до откровенной натуралистичности.

Этрусский саркофаг римской эпохи

Этрусский саркофаг римской эпохи

Но почему раннее этрусское искусство было иным? Откуда взялись самобытные черты этрусского творчества доримского периода? На этот вопрос также не слишком сложно найти ответ. Раннее этрусское искусство тоже подражало лучшим греческим образцам, только более древним. Возьмём для примера типичную этрусскую скульптуру мужчины, изготовленную в VI веке до н.э.

Терракотовая статуя мужчины-этруска

Терракотовая статуя мужчины-этруска

Здесь можно видеть характерные приметы этрусского стиля: миндалевидные глаза и сардоническая улыбка. Вместе с тем, на этом лице практически нет ничего индивидуального, оно нарочито утрировано. В чём легко убедиться, сравнив его с реалистичной этрусской же скульптурой, но уже римского периода.

Терракотовая голова этруска. Некрополь Черветери, II в. до н.э.

Терракотовая голова этруска. Некрополь Черветери, II в. до н.э.

Ранняя этрусская скульптура практически неотличима от крито-микенской и доклассической греческой. У историков искусства есть специальный термин «архаическая улыбка» для обозначения именно такого, выглядящего не слишком натуральным, выражения лица античных статуй VI века до н.э. Ещё один характерный признак античных скульптур этого стиля — миндалевидный разрез глаз.

Голова Афины. Фронтон греческого храма на острове Эгине, VI в. до н.э.

Голова Афины. Фронтон греческого храма на острове Эгине, VI в. до н.э.

Зачем же скульпторы украшали лица статуй саркастическими улыбками? Точного ответа на этот вопрос у историков нет. Предполагается, что таким образом они пытались придать скульптуре живость и эмоциональность. А поскольку изваяния эти делались для храмов и олицетворяли богов, то улыбка должна была демонстрировать удовольствие бога (богини) от вида пришедших к нему (к ней) на поклонение верующих.

Этрусская скульптура Дианы, богини охоты. V в. до н.э.

Этрусская скульптура Дианы, богини охоты. V в. до н.э.

Не противоречит ли этой трактовке в точности такая же улыбка этрусских терракотовых статуй на саркофагах? Ничуть. Покойные уже находятся в мире богов, а не людей. Все их печали и жизненные трудности позади, они безмятежны и счастливы, что демонстрируют их божественные (идентичные тем, что на статуях богов) улыбки.

Золотая погребальная маска. Микены, XVI в. до н.э.

Золотая погребальная маска. Микены, XVI в. до н.э.

Стиль изображения человеческих лиц с большими миндалевидными глазами сформировался тысячелетием раньше — в Микенской цивилизации, к которой относилось в том числе и ахейское население Пелопоннеса. В XII веке до н.э. ахейцев завоевали северные дорийские племена. После так называемой «катастрофы бронзового века» культура всего восточного Средиземноморья на долгое время пришла в упадок. Дорийская греческая культура впоследствии возродила многие традиции и достижения прошлого, заимствовав микенский стиль изображения и добавив к нему от себя весёлую улыбку. А этруски в свою очередь переняли данную манеру изображения человеческого лица у греков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх