Родовые имена имели большее значение в жизни обстоятельных и склонных все регламентировать римлян, нежели у греков. Это обусловлено было в том числе имевшими место в Риме социально-политическими отличиями между родами патрициев и плебеев. Во времена царей и ранней республики римляне обходились преноменом или личным именем и номеном – родовым именем/фамилией. Позже в обиход вошел также когномен – личное прозвище, нередко распространявшееся на семью или ветвь рода (напр., Цезарь или Цицерон).
Иногда за человеком могло закрепиться дополнительное прозвище (агномен), полезное в тех случаях, когда отпрыск наследовал три отцовских имени к ряду. Так, например, отец и сын Цицерона именовались в точности, как и он - Марк Туллий Цицерон. Наиболее распространены были порядка 18 мужских преноменов. Часто мальчиков называли Гаями, Гнеями, Марками, Титами. В ходу были и производные от числительных: Децим (10-й), Октавий (8-й), Квинт (5-й).

Родовых номенов было куда как больше количество. Юлии, Клавдии, Туллии и множество прочих. Практически каждый род состоял из ряда крупных семейств. Так семьи Лентулов или Сципионов относились к Корнелиям. Определенные преномены носили лишь члены конкретных родов. К примеру, имя Аппий использовалось лишь у Клавдиев. Публичный позор римлянина мог привести к тому, что его имя в роду прекращали употреблять. Таким образом у Манлиев начиная с 382 года до н.э. оказалось табуирован преномен Марк, в результате того, что патриций Марк Манлий отстаивал права плебеев.
Потребность в когноменах возникала в результате разрастания рода и формирования в нем отдельных семей. Семейные прозвища появлялись первоначально в патрицианской среде. Ранние когномены нередко были связаны с наиболее распространенными занятиями в ту пору – сельским хозяйством. Так, например, прозвище Цицерон образовано от слова «горох», Лентул от «чечевицы», а Пизон от «толочения». Также когномены могли быть отражением каких-либо особенностей характера или внешности: Цинциннат – кучерявый, Брут – неотесанный, тугодум, Катон – хитрый, пронырливый.

Дополнительное прозвище можно было получить за некий подвиг и выдающиеся заслуги на каком-либо поприще. Так Публий Корнелий Сципион приобрел агномен Африканский за победу над Ганнибалом в сражении при Заме, «Героические» агномены иногда даже передавались по наследству старшим сыновьям. Позже от этой традиции отказались. В редких случаях агномен мог полностью заменить имя в исторической традиции. Известный пример – Калигула. Человек мог иметь 2 агномена, и таким образом его «фио» состояло из 5 частей.
Дочерям доставались номены отцов в женской форме. Дочь Цицерона (Марка Туллия) – Туллия, а у Юлиев девочки становились Юлиями. Если дочерей было несколько – старшая приобретала когномен Старшая, младшая – Младшая, а остальные назывались – Вторая, Третья и т.д. После вступления в брак к имени девушки добавлялся номен или когномен супруга. Старшим сыновьям зачастую передавалось имя отца. Для их различия применялись когномены. Следующие трое сыновей получали принятые в роду имена. Остальные числовые имена: Квинт (5-ый), Секст (5-ой), Септимий (7-ой) и т.п.
В результате усыновления римлянин приобретал полное имя своего усыновителя, а оригинальный номен сохранял в качестве второго когномена с добавлением окончания «ан». При отсутствии наследника мужского пола практиковалось усыновление кого-либо из родственников.

Раб мог носить имя, полученное при рождении. Нередко у рабов именем становился этникон (напр., Галл). Также для именования рабов использовалось конструкция из имени господина и слово «пуэр» (мальчик). Раб Публия в результате становился Публипором, а раб Марка – Марципором. Вольноотпущенникам полагалось брать номен господина, а подчас и его преномен. Прежнее же имя оставалось в качестве когномена.
Иностранцы нередко пытались выдавать себя за римских граждан, в связи с чем брали себе римские номены. При императоре Клавдии появился запрет на подобную манипуляцию. Иноземцу, пытающемуся выдавать себя за римского гражданина обманным способом полагалась смертная казнь.
Свежие комментарии