На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Смертельное платье

Мода 1860-х вдохновляет дизайнеров свадебных платьев, мультипликаторов и любителей правильных дамских нарядов. Избыточно декорированные, сидящие на обручах кринолина, воздушные платья до сих пор мечта многих романтических душ. Но эти же платья стали историческими лидерами платьев-убийц.

Сегодня, читая этикетку вещи, мы внимательно смотрим, есть ли там синтетическое волокно. Изобилие акрила и полиакрила часто становятся поводом для отказа от вещи. Но искусственные материалы были одним из способов удешевления тканей и вещей. Натуральные ткани всегда были недешевы, а пошив требовал больших трат. Тонкие ткани, особенно выигрышно смотревшиеся на кринолинах, покупались десятками метров. Помните знаменитое платье Скарлетт, без которого редко обходится разговор о 1860х?

"Новое зеленое в цветочек платье Скарлетт, на которое пошло двенадцать ярдов муслина, воздушными волнами лежало на обручах кринолина, находясь в полной гармонии с зелеными сафьяновыми туфельками без каблуков".

Ф.   Винтерхальтер "Портрет Варвары Римской-Корсаковой".  Это платье отделано натуральным шелковым газом, в отличие от дешевых и опасных повторений.

Ф. Винтерхальтер "Портрет Варвары Римской-Корсаковой". Это платье отделано натуральным шелковым газом, в отличие от дешевых и опасных повторений.

Итак, 12 ярдов это всего 10,97 метра, не очень много, но и немало. Это вечернее летнее платье из хлопкового муслина, не самой дорогой ткани. Бальное платье требовало больше трат, на него шли тафта, бархат, атлас, кружева и газ. Легкий прозрачный газовый шелк была известен давно, но стоил очень дорого. Платье, в котором Наташа Ростова собиралась на бал, было из натурального шелка. А вот в середине века такого количества ткани хватило бы только на одну оборку. Дамское платье стало стоить очень дорого, и на смену натуральным тканям пришли искусственные. Из нитроцеллюлозы (химического соединения, азотнокислого сложного эфира целлюлозы) делались нити, из которых ткали шелк и газ. Стоили такие ткани на порядок дешевле и пользовались большим спросом.

Но была одна проблема, из той же нитроцеллюлозы изготавливалась и взрывчатка. В условиях каминов, свечного и лампового освещения, искусственные ткани вспыхивали факелом, потушить их было невозможно. Истории о вспыхнувших на глазах у всех дамах очень любили описывать мемуаристы. В русской литературе есть одна, самая трагичная. В пламени газового платья погибла в 1850 ( в самом начале моды на искусственный газ) возлюбленная А. Фета Мария Лазич.

Карикатура на горящий кринолин 1860-е.

Карикатура на горящий кринолин 1860-е.

"Случайно от лампадки вспыхнуло ее кисейное платье. Объятая пламенем, она выбежала на балкон, затем по ступеням в сад... и мгновенно, превратившись в горящий живой факел, упала, потеряв сознание от неимоверной боли. Безусловно, выбежав на свежий воздух, она обрекла себя. На крики сестры сбежались люди, они отнесли сильно обгоревшую Марию в спальню. А через четыре дня в ужасных муках девушка скончалась, произнеся уже в агонии: "Он не виноват, а я..."

Это была случайная трагедия. Но во второй половине XIX века в английские газеты пестрели историями о пожарах, охватывавших целые дома. Все начиналось с внезапно вспыхнувшего платья дамы, стоявшей около кресла, обитого искусственным шелком, а потом огонь перекидывался и на шторы из такого же материала.

В страшных пожарах и муках умирало очень много людей, но развитие химии, и ход жизни было не остановить. Наши портьеры из тюли так же быстро вспыхивают, но мы защищены только одним - с электрическим освещением.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх