Wikimedia Commons

Археологи изучили 197 захоронений на рядовых средневековых кладбищах Кембриджшира и нашли в некоторых останках древнюю ДНК возбудителя чумы — Yersinia pestis. Обнаружение ДНК смертоносной бактерии в пульпе человеческих зубов позволило выявить жертв чумы за пределами массовых захоронений чумных ям. Ученым удалось получить первые сведения о количестве умерших во время пандемии и об особенностях их погребения. Исследование опубликовано в European Journal of Archaeology.

Чума — инфекционное заболевание, передающееся человеку от грызунов через укусы насекомых. Самым опасным переносчиком болезни считается южная крысиная блоха Xenopsylla cheopis, передающая возбудителя — бактерию Yersinia pestis. Чума стала причиной самых разрушительных эпидемий в истории человеческой популяции. Средневековая пандемия, получившая название Черная смерть, пришла в Европу в 1346–53 годах и, достигнув своего пика к середине XV века, унесла жизни 25 миллионов человек. По разным оценкам во время этой эпидемии европейское население уменьшилось на 40–60 процентов. В Англии Черная смерть к 1400 году вдвое сократила население и вызвала депопуляцию или полное исчезновение около 1000 деревень.

Чума убивает быстро — после нескольких дней инкубационного периода у большинства больных начинается сепсис, и без доступа к антибиотикам они умирают.

Скоропостижная гибель не успевает оставить видимых следов чумы на скелете, и ее жертвы невозможно идентифицировать при остеологических исследованиях. Поэтому изучение чумных эпидемий опиралось только на анализ массовых захоронений в так называемых чумных ямах, о которых известно по письменным источникам.

По оценке историков и археологов за время вспышки Черной смерти в Англии погибло от одного до четырех миллионов человек, но в массовых захоронениях их находится не более нескольких десятков тысяч. Основная часть жертв похоронена в индивидуальных могилах и не поддается обнаружению традиционными методами. Важным этапом в исследовании чумы стало извлечение древней ДНК бактерии Yersinia pestis из человеческих зубов. Во время заболевания бактерии вместе с кровью попадают в пульпу и становятся маркером для определения причины смерти не только в массовых, но и в одиночных захоронениях.

Британские, нидерландские и эстонские палеогенетики под руководством Крейга Сессфорда (Craig Cessford) из Кембриджского университета провели массовый скрининг древней ДНК человека и патогенной бактерии, чтобы выявить людей, умерших от чумы, и проанализировать особенности их погребения.

Карта исследованных кладбищ Кембриджа

Cessford et al. / European Journal of Archaeology, 2021

В исследование вошли пять средневековых кладбищ Кембриджшира — городское приходское кладбище, кладбище и дом капитула городского монастыря, кладбище городской больницы и сельское приходское кладбище. Всего исследовали 191 скелет из одиночных погребений и шесть из массовых чумных захоронений.
Данные секвенирования ДНК из зубов выявили потенциальное присутствие ДНК Yersinia pestis в 13 случаях, при этом о десяти из них можно говорить с большой вероятностью.

Древнюю ДНК возбудителя чумы нашли на средневековых кладбищах Англии

Захоронение зараженного на кладбище монастыря августинцев

Cessford et al. / European Journal of Archaeology, 2021

Хотя авторы полагают, что стоят в начале пути, они делают предварительные выводы о реакциях средневекового общества Кембриджшира на смерть от чумы. На городском и сельском приходских кладбищах обряд захоронения умерших во время пандемии не отличался от обычного. Кроме одиночных захоронений на городском кладбище есть и коллективное, выполненное с бережным и уважительным отношением к похороненным. В доме капитула и на кладбище монастыря августинцев и прихожане, и священнослужители, ставшие жертвами чумы, также похоронены традиционным способом. Необычным выглядит отсутствие следов инфекции у всех 97 исследованных скелетов с кладбища городской больницы. Исследователи предполагают, что во время эпидемии больница Святого Иоанна была сознательно изолирована от внешних контактов, а умерших от чумы хоронила в другом месте.

Древнюю ДНК возбудителя чумы нашли на средневековых кладбищах Англии