Риск пережить инсульт очень высок: сейчас от этого страдает каждый пятый человек. Часто после этого состояния люди сталкиваются с неприятными последствиями, среди которых могут быть временные или длительные нарушения речи. На прошедшем в Орле форуме «Наука будущего — наука молодых» рассказали о том, почему диагностировать нарушения речи после инсульта так сложно и какая отечественная разработка ученых из НИУ ВШЭ позволит делать это максимально точно.
Сегодня существует множество методов обследований, которые помогают выявить нарушения речевых дисфункций. Это и скрининговые тесты, и тестовые батареи (набор тестов, которые объединяет общая диагностическая задача и методы подсчета результатов). Также специалисты используют описательное обследование, чтобы оценить состояние человека, поставить диагноз и понять, помогает ли реабилитация.
Во время острой фазы инсульта трудно понять, есть ли у человека проблемы с речью. Даже если есть, они могут сами исчезнуть со временем. Кроме того, поначалу сложно проводить долгие сессии с больным, потому что он быстро устает. Однако чем раньше выявить проблемы, тем легче будет потом восстановить нормальную речь. Поэтому нужно, чтобы тесты были точными, но не слишком долгими.
Один такой тест уже создан исследователями. В нем всего шесть заданий, в которых пациентам предлагается, например, открыть и закрыть глаза, подать врачу левую руку, повторить слова и предложения, назвать объекты, изображенные на рисунках и так далее. Чтобы провести это тестирование, не нужно ни специального оборудования, ни квалификации.
Однако, когда приходит хроническая стадия последствий инсульта, диагностические потребности врача уже другие. Ему необходимо понять, какой тип нарушения у пациента, какие языковые уровни пострадали и так далее. Для этого исследователи создали Русский афазиологический тест. Ученые из ВШЭ рассчитали тестовую надежность, провели испытания теста на здоровых добровольцах и пациентах с афазией. В нем 13 заданий, которые дают возможность точно распознать уровень поражения речевых способностей человека. А чтобы автоматизировать процесс, специалисты разработали мобильное приложение, которое позволяет проводить этот тест где угодно.
После того, как пациент прошел это тестирование, приложение определяет степень выраженности нарушений. В нем также есть тест Рея — задания на прослушивание, повтор, опознавание слов из списка.
При этом междисциплинарная команда специалистов подготовила этот тест не только в версиях для детей и взрослых, но и в разных языковых вариантах. Для такой работы ученые привлекали самых разных специалистов, чтобы учесть культурный контекст. Так, уже есть детские версии теста на русском, татарском, украинском и других языках. А для взрослых ученые сейчас разрабатывают большой Татарский афазиологический тест.
Текст: Анастасия Черкесова
Материал подготовлен при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Свежие комментарии