Анастасия И. предлагает Вам запомнить сайт «Антимракобес»
Вы хотите запомнить сайт «Антимракобес»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Наука - саморегулирующаяся система. Это означает, что никакая подделка (или чистосердечное заблуждение) не может остаться незамеченной в течение долгого времени. Ни в какой критике извне наука не нуждается, потому что критицизм свойственен самому научному процессу. Автор Чарлз Перси Сноу

Генетики опровергли родство древних американцев и жителей острова Пасхи

развернуть

Генетики опровергли родство древних американцев и жителей острова Пасхи

Остров Пасхи известен благодаря статуям моаи, которые, по верованиям местных жителей, хранят в себе силу потомков первого короля острова — Хоту-Мату’а.

Terry Hunt

Международная группа генетиков и археологов выяснила, что жители острова Пасхи до появления европейцев не смешивались с коренными американцами. Об этом свидетельствуют результаты анализа генома островитян. Исследование опубликовано

в Current Biology.

Остров Пасхи (местные жители называют его Рапануи) расположен в юго-восточной части Тихого океана, в 3,5 тысячах километрах от побережья Южной Америки. Результаты радиоуглеродного датирования показали, что остров, вероятнее всего, был заселен между 700 и 1100 годами нашей эры. Как ранее продемонстрировали исследователи (1, 2), путешествие как из Полинезии в Южную Америку, так и обратно, было возможно даже на древних судах. Поэтому исследователи до сих пор спорят, кто заселил остров Пасхи — полинезийцы с соседних островов или жители Южной Америки. Найденные на островах Океании остатки сладкого картофеля (родина которого — американский континент), датированного примерно 1000 годом нашей эры, свидетельствовали о том, что островитяне и коренные американцы контактировали между собой. С другой стороны, генетические исследования древних и современных полинезийцев показывали противоречивые результаты: в одних у полинезийцев находили южноамериканское «наследство», в других — нет.

В пасхальное воскресенье 1722 года к острову причалил голландский корабль. С того времени контакты европейцев, южноамериканцев и островитян стали более или менее регулярными. Авторы нового исследования решили проанализировать ДНК рапануйцев, живших до и после появления европейцев и все же ответить на вопрос, смешивались древние островитяне с жителями Южной Америки или нет.

Исследователи определили последовательность полного генома (митохондриального и ядерного) у пяти жителей острова Пасхи, чьи останки были найдены в бухте Анакена в 80-х годах прошлого века и хранятся в музее Кон-Тики в Осло. Останки троих человек были датированы периодом 1445-1624 годы. Двое оставшихся островитян, по-видимому, жили уже после появления европейцев, в 1815-1945 годах.

В митохондриальной ДНК всех пяти человек исследователи нашли только полинезийские корни. Анализ ядерного генома показал другие результаты. Рапануйцы, жившие до появления европейцев, оказались генетически похожи на жителей Юго-Восточной Азии и Японии, и на островитян с Новой Гвинеи. Их ДНК на 80 процентов соответствовала геному азиатов, и на 20 процентов — геному папуасов. Островитяне, жившие в XIX-XX веках, были генетически похожи не только на жителей Юго-Восточной Азии и Новой Гвинеи, но и на европейцев (соответствие — около 20 процентов) и на обитателей Южной Америки (соответствие — около пяти процентов).

По словам авторов статьи, их результаты указывают на то, что контактов между жителями острова Пасхи и Южной Америки до XVIII века не было. Теоретически, может оказаться так, что небольшое число островитян смешивалось с коренными американцами и до этого времени, и они просто не попали в поле зрения исследователей. Но так как Анакена была одной из немногих бухт, куда могли причаливать суда, по-видимому, контакты островитян с приезжими начинались именно здесь.

Ранее ученые выяснили, что предки современных полинезийцев, двигаясь из Юго-Восточной Азии, заселяли все более удаленные на восток острова. Их все дальше на восток вытесняли предки современных меланезийцев.

Екатерина Русакова