История семьи прославленных французских романистов - яркий показатель того, что успех не определяется обстоятельствами рождения. То, какой будет твоя жизнь, решаешь ты сам.
Александр Дюма - дед
Все началось с деда, полное имя которого Тома-Александр. По отцу - маркиз Дави де ла Пайетри. Впрочем, рожден мальчик не от законной супруги, а от чернокожей рабыни.
В 1760 задолжавший всем и всюду маркиз Александр-Антуан Дави де ла Пайетри сбежал от кредиторов на Гаити, решив стать плантатором. Обзавелся землей, засаженной сахарным тростником, рабами-африканцами. Как водится, одна из рабынь, пришедшаяся хозяину по вкусу молоденькая негритянка Мари-Сессет, стала его наложницей.
Невольники, работавшие в поле, завидовали попавшей в дом владельца девушке. Они так и прозвали ее "Мари из усадьбы", что на их языке звучало как "Мари дюма". Это прозвище стало восприниматься как фамилия "счастливицы", прославившая позднее ее род.
Впрочем. назвать судьбу красавицы завидной было бы неверно. За время, проведенное при хозяине, она родила ему четверых детей: первенца-мальчика и троих дочерей. Однако вскоре Мари-Сессет умерла, а Александр-Антуан, разочаровавшийся в плантаторстве, принял решение вернуться в Париж.
Уезжая, маркиз продал соседу землю, недвижимость, невольников и... собственных детей от скончавшейся наложницы. Правда, договорился: если будет на то его желание, то сможет выкупить за прежнюю цену сына.
На тот момент Тома-Александру было 10 лет. Спустя 4 года отец и в самом деле за ним вернулся. Первенца забрал, дочерей оставил в рабстве. Судьбой девочек маркиз более никогда не интересовался.
Юноша, оказавшийся в Париже, столкнулся с полным противоречий "светским" обществом. Изысканность манер совмещалась здесь с повседневным унижением, прославление чести - с высокомерием и оскорблениями. Парню, обладавшему недюжинной физической силой, яркой внешностью и прямолинейным характером, пришлось нелегко.
Тома-Александр Дюма в расцвете армейской карьеры.
Пытаясь освоиться в "старом свете", Тома-Александр пришел к твердому убеждению: его место в армии. Однако известие о том, что сын зачислен рядовым драгуном, вызвало ярость отца: негоже марать наследственную фамилию де ла Пайетри нижним армейским чином! Сын спорить не стал и взял вместо фамилии прозвище матери, к которому привык с детства: Дюма. И стал первым в своем роду, покрывшим эту фамилию славой.
Проявляя не только силу и храбрость, но и великолепные организаторские способности, Тома-Александр Дюма в короткий срок дослужился до бригадного генерала. Спустя недолгое время совершенные подвиги продвинули его на командование дивизией, а затем - на должность командующего западной пиренейской армией. Именно его имя высечено на южной стороне Парижской Триумфальной арки.
Увы, кончилось все печально. Череда трагических случайностей началась со ссоры с едва воцарившимся Наполеоном: Тома-Александр категорически отказался поддержать идею похода на восток. Следом военачальник попал в тюрьму: его корабль во время бури имел неосторожность укрыться в порту Неаполитанского королевства, которому Франция накануне объявила войну. Условия заключения были ужасающими и дополнились неоднократными попытками отравить непокорного генерала. Спустя два года был совершен обмен военнопленных, но на свободу Дюма вышел беспомощным инвалидом: почти слепым, глухим, хромым, с изувеченным мышьяком желудком.
О дальнейшей службе в армии не могло быть и речи. В пенсионном содержании мстительный Бонапарт своему прежнему герою отказал.
Так и вышло, что некогда осыпаемый почестями бравый кавалерист скончался всеми забытый, оставив в нищете жену и двоих детей-подростков.
Александр Дюма - отец
Сведений о втором ребенке Тома-Александра Дюма не сохранилось. Не упоминается даже, брат это был или сестра. Возможно, на его долю выпала участь бедняка и потому не оставил следов. Возможно также, что стесненные жизненные условия не позволили ребенку стать взрослым - выжить в те годы уже было везением. Александр же оказался вынослив, целеустремлен и настойчив, как в молодости его отец.
Кстати, у Дюма была возможность вернуть фамилию и титул деда: вернувшиеся к власти Бурбоны тому благоволили. Но гордый юноша наотрез отказался от этой идеи, сочтя честью носить фамилию отца.
Полный амбиций и жажды успеха, 20-летний Александр Дюма отправился покорять Париж. Для этого у него были три важных навыка: отличное владение шпагой, умение метко стрелять и писать каллиграфическим почерком. В дополнение к этим достоинствам прилагались 2 луидора и рекомендательное письмо к друзьям отца - все, чем смогла снабдить сына мать, провожая в столицу.
По большому счету, описывая позднее приезд в Париж Д'Артаньяна, Дюма писал его с себя. Как и его герою, будущему романисту этого багажа оказалось достаточно.
Александр Дюма-отец
Поначалу Дюма устроился писарем со скромным жалованьем. Вскоре у него появилась дама сердца - белошвейка, владелица небольшой мастерской по пошиву одежды Катрина Лабе. Женщина была на 8 лет старше Александра, но это не помешало их чувствам и совместной жизни без оформления брака. А уже в 1824-м, когда Дюма было 22 года, на свет появился его сын, при крещении получивший то же имя, что носили его отец и дед. Так начинал жизнь Александр Дюма-сын.
Рождение ребенка не стало для молодого человека поводом узаконить отношения с его матерью. Более того, у него уже были иные цели и другая женщина. Женщина, через которую он мог получить нужные ему связи в обществе. Ведь он уже стал к тому времени начинающим драматургом. Пьесы, написанные им в соавторстве с помощниками, ставились в парижских театрах. Правда, на афишах пока не указывалось имени создателя - и это обстоятельство предстояло сломить.
Катрина Лабе, мать Александра Дюма-сына.
Поселив Катрину с маленьким сыном в предместье Парижа, Дюма-отец с головой окунулся в бурную жизнь столичной богемы. По мере роста его славы, одна за другой менялись женщины, которых он к себе приближал. Какие-то оставались дольше, какие-то исчезали стремительно. Ревность со стороны подруг или их мужей мало беспокоила влюбчивого писателя - ровно также позднее будут вести себя многие его персонажи, начиная с Арамиса.
Гораздо больше его беспокоили финансовые вопросы: деньги нужны были и для собственной широкой жизни, и для поддержки матери, и для обеспечения подрастающего сына. Кроме того, в марте 1931 года театральная актриса Белль Крельсамер, одна из фавориток драматурга, родила от него дочь.
Прежнее безалаберное отношение к собственным отпрыскам теперь могло навредить Дюма. Поэтому уже спустя 2 дня после появления на свет он признал незаконно рожденную девочку, получившую имя Мари-Александрин. Спустя несколько дней он признает также и сына, оформив все необходимые для этого бумаги у нотариуса.
Однако жениться на матери любого из своих детей Дма не планирует. Собственно, в его мыслях вообще не стоит женитьба. Ему куда больше нравится быть свободным, оставаться не обремененным обязательствами.
Впрочем, уже вскорости все изменилось. Рядом с Дюма оказалась Ида Феррье. Молодая женщина оказалась настолько бойка, что сумела отвадить всех соперниц и в 1840-м дойти со свободолюбивым ловеласом до венца. Чтобы исключить вероятность его побега, она добилась переезда к ним в дом обоих детей, категорически запретив встречи с матерями.
Белль Крельсамер, увлеченная карьерой, ничуть не расстроилась потере дочери (незадолго перед тем она столь же легко рассталась со старшим сыном). Катрина Лабе была в ярости, долго не хотела отдавать Александра, прятала его, но в итоге вынуждена была уступить.
Сам Александр Дюма тоже шел на поводу у любой прихоти супруги - "Чтобы отделаться от нее", пояснял он друзьям. Ту же линию поведения он рекомендовал при общении с мачехой и сыну. Но отношения с Идой у мальчика, всю жизнь нежно любившего мать, так и не заладились.
Уже в 1844 году Ида Феррье сбежала от романиста к другому. Дюма не стал утруждать себя ни поисками беглянки, ни оформлением развода. Отмахнувшись от формальностей, остался жить в свое удовольствие, воспитывая детей и меняя фавориток.
Александр Дюма с дочерью Мари-Александрин.
Невероятно продуктивный автор, сумевший поставить написание романов, публицистики и пьес на поток, Александр Дюма-отец получал баснословные гонорары. Но щедрое вознаграждение он лихо спускал, порой совершенно бестолково. Чего стоило хотя бы строительство "замка Монте-Кристо", на которое было потрачено более 300 тысяч! При этом земля не была оформлена в собственность, а уже построенный замок был продан за долги с молотка.
Писатель, создавший себе мировое имя и славу на века, ушел из жизни в возрасте 68 лет, имея в кармане те же 2 луидора, с которыми в свои 20 прибыл в Париж. "Напрасно меня называли транжирой, - грустно пошутил он с сыном по этому поводу. - Вот, пожалуйста, я сумел сохранить то, с чего когда-то начинал".
Мари-Александрин Дюма
Родившаяся в марте 1831 года дочь Александра Дюма, также, как отец и брат, обладала писательским даром. Ее фельетоны и несколько небольших романов публиковались в журнале "Мушкетер", который издавал отец.
Кроме того, Мари-Александрин оставила о себе память как одаренный художник. Основной темой ее картин была повседневная жизнь Парижа и Брюсселя.
Мари-Александрин Дюма, дочь писателя.
В редакции журнала девушка, считавшаяся весьма миловидной, познакомилась с небогатым поэтом Пьером Оландом Петелем. Мари-Александрин была на 6 лет старше избранника, но это не смутило молодых влюбленных. В мае 1856 года они официально стали супругами.
Начиная со свадебного путешествия, пара много времени проводит в разъездах. Вместе они посещают Италию, Испанию, Ближний Восток. Однако спустя несколько лет в поведении мужа все ярче проявляются признаки психического расстройства, выраженные тягой к насилию.
В мае 1861 года, спустя 5 лет после свадьбы, дочь Дюма решается расстаться с мужем. Сперва она укрывается в парижском монастыре, откуда начинает судебный процесс по разводу. Спустя год суд отказывает женщине, но муж соглашается на раздельное проживание.
С того времени Мари-Александрин живет рядом с отцом, сопровождая его в путешествиях, помогая в работе. Она не одобряла его многочисленных любовных похождений, но в остальном поддерживала и всегда относилась очень тепло.
Мари-Александрин умерла бездетной в марте 1878 года. За три недели до этого ей исполнилось 47 лет.
Александр Дюма - сын
Оторванный от матери, не успевший привязаться к отцу, младший Александр, по инициативе невзлюбившей его мачехи, оказался в пансионе. Здесь, среди мальчишек из богатых семей, ему, незаконно рожденному, пришлось хлебнуть лиха полной мерой. Именно в этот период Александр Дюма - сын формирует свое отношение и к соблазненным девушкам, и к рожденным вне брака детям.
Александр Дюма-сын
После исчезновения Иды Феррье отец и сын неожиданно сближаются, между ними устанавливаются весьма крепкие дружеские отношения, порой мало напоминающие отеческо-сыновние. Дюма-старший стал настоящим наставником сыну, стремясь передать все, что знал и умел.
Дюма-младший не одобрял размаха любовных похождений отца. И произведения его были пропитаны духом морализма, неодобрения к распутству. Однако стать образцом для подражания в жизни у самого Александра не получалось. То ли так складывалась судьба, то ли сказывались отцовские гены.
Первой его любовью стала куртизанка Мари Дюплесси. После того, как красавица сгорела от чахотки в 23 года, Александр Дюма - сын, стремясь справиться с болью утраты, нашел свое место в литературе. Чувства именно к этой женщине легли в основу его первого романа "Дама с камелиями".
Вторым серьезным увлечением молодого француза стала русская графиня Лидия Нессельроде - дочь московского генерал-губернатора и невестка русского премьер-министра того времени, сбежавшая от мужа ради безудержных развлечений. Парочку расстроил муж, сумевший вернуть супругу в Россию и перекрывший въезд в страну ее пылкому любовнику.
Финалом стал роман "Дама с жемчугами", укрепивший позиции Дюма-сына как романиста, достойного славы отца.
Спустя несколько лет Александр-сын вновь с головой окунулся в страсть, опять выбрав объектом замужнюю русскую даму. Его любовью стала княгиня Надежда Нарышкина, вместе с дочерью отдыхавшая в Париже от надоевшего пожилого супруга.
Увлечение Нарышкиной и Дюма друг другом было настолько сильным, что они просили князя и самого русского императора о разводе Надежды. Получив отказ, остались жить вместе на купленной Нарышкиной вилле.
Надежда Ивановна Нарышкина, жена Александра Дюма-сына.
В 1860-м Надежда рожает своему возлюбленному дочь, названную Мария-Александрина-Анриетта. Лишь через 4 года после этого события Нарышкина получает долгожданную свободу - в России умирает ее старый супруг. Пользуясь моментом, Надежда и Александр тут же венчаются, официально оформляя необходимые документы на дочь.
В 1867 году у пары, уже в законных отношениях, появляется еще одна девочка, Мари-Ольга-Жанна (Жаннин). Увы, вторая беременность отрицательно сказалась на характере княгини: Нарышкина стала нервной, раздражительной, безудержно ревнивой. Повод найти было легко: Александр, как и его отец, активно работал с театрами, принимая участие в постановке своих пьес, постоянно общаясь с актрисами.
Бесконечные скандалы тяготили Дюма, провоцируя на отдаление. Обстановка накалялась все больше. Капризы и истерики переросли в подтвержденное медиками неизлечимое заболевание психики.
Итог был закономерен: у писателя, порицавшего внебрачные связи, появилась любовница. Целых 7 лет он тайно встречался с Анриеттой Эскалье, которая была моложе его на 40 лет.
"Когда-то я осуждал своего отца так же горячо, как и любил, - писал об этом Дюма-сын. - И только в глубокой старости я его понял. Тот, в ком течет кипучая кровь Дюма, не способен запретить себе любить!"
В апреле 1895 года Нарышкиной не стало. Ставший свободным Дюма стремительно (в июле) обвенчался с молодой подругой, игнорируя обсуждение в обществе. Однако этот брак, узаконивший давние скрытые отношения, не стал долгим: уже в ноябре того же года писатель скончался.
Александр Дюма-сын обрел покой на парижском кладбище Монмартр, по соседству с Мари Дюплесси, своей первой любовью.
Мария-Александрина-Анриетта Дюма
Родившуюся в ноябре 1860 года Марию-Александрину-Анриетту дома называли просто Колетт. Поначалу девочку, родившуюся от незаконной связи, представляли обществу как принятую на воспитание сиротку. Лишь в декабре 1864-го, когда Надин и Александр получили возможность зарегистрировать брак, она официально обрела родителей.
Мария-Александрина-Анриетта (Колетт) Дюма.
С раннего возраста девочка свободно общалась на нескольких языках - мать приучила ее читать и говорить на французском, русском, немецком. Она была окружена любовью и заботой не только родителей, но и деда - Александра Дюма-отца.
После появления на свет сестры, когда душевное здоровье матери пошатнулось, ее воспитанием и образованием занимался в основном отец. С его подачи девочка была частой гостьей литературных салонов, накоротке общалась с Ги де Мопассаном, Виктором Гюго, Жозефом Отраном, Жорж Санд.
В этом творческом аристократическом круге Колетт познакомилась с Морисом Липпманом, за которого в феврале 1880 года вышла замуж.
Уже через год у пары родился сын Александр Огюст. Еще через 5 лет, в 1886-м, появился на свет Серж Наполеон. Оба мальчика носили фамилию отца, Липпман.
Александр Огюст и Серж Наполеон, дети Колетт Дюма.
Как сложилась судьба младшего правнука автора "Трех мушкетеров", неизвестно. Сохранились лишь годы его жизни: 1886-1975. А вот его старший брат стал известным фехтовальщиком. Как некогда Александр Дюма-отец, он виртуозно владел шпагой (теперь уже в спортивных целях). Александр Огюст Липпман (1881-1960) трижды участвовал в Олимпийских играх, представляя Францию, завоевал 5 медалей, среди которых две персональные серебряные награды (Олимпиады 1908 и 1920 годов) и две золотые в составе сборной (1908, 1924).
Александр Огюст Липпман, фехтовальщик, призер Олимпийских игр, правнук Александра Дюма-отца.
В 1892-м брак Мориса Липпмана и Колетт Дюма распался. В 1897 старшая дочь Надежды Нарышкиной и Александра Дюма-сына повторно вышла замуж. Ее избранником стал румынский врач Ахиллес Маца. Этот брак был бездетным.
В ноябре 1907-го, в возрасте 47 лет, как тетя Мари-Александрин Дюма, Колетт Дюма ушла из жизни,
Мари-Ольга-Жанна Дюма
Младшая дочь Надежды Ивановны Нарышкиной и Александра Дюма вышла замуж в начале 1890-х. Ее супругом стал офицер Эрнест Д'Отрив. Брак был благополучным, но детей у пары не было.
Таким образом, дети Колетт стали единственными правнуками "певца плаща и шпаги" Александра Дюма-отца.
Свежие комментарии