На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ангел Смерти
    С этого эксперимента началась целая ветка психологии.На 365 Дней Запеч...

«История одного обмана» - краткий трезвый обзор фильма.

Есть такое кино от проекта «Общее дело». Не смотря на благородную цель-борьбу с алкоголизмом, в кино нашлось место очень интересным вещам, о которых мы и поговорим:

1. «Между прочим ГОСТ, принятый ещё в 1972 году (показывается ГОСТ 18300-72-прим.автора) прямым текстом утверждал, что:

«ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ — легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

Интересно, что с развертыванием пропаганды употребления алкоголя ГОСТ неоднократно переписывали. Вот какие изменения вносятся в ГОСТ в 1982 году (показывается ГОСТ 5964-82, см.картинку - прим.автора):

«Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам».

И в 1993 году:

«Этиловый спирт — легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом» (номер ГОСТа не показывается, просто указано СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ. Правила приёмки и методы анализа и пункт 7). Как мы видим за 20 лет, полностью исчезли из первоначального определения слова, что он:

«относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы[1]»

Всё бы ничего, однако, номера ГОСТов кропотливо выписаны из фильма (в текстовой версии их нет) не просто так.

ГОСТ 18300-72 распространяется на технический этиловый ректификованный спирт, вырабатываемый из непищевого растительного сырья[2]. Данный продукт используется для косметической, химической и других видов промышленности.

На этиловый спирт из пищевого сырья для водок, коньяков и прочих алкогольных напитков существовал ГОСТ 5962-67 от 1968 года. В этом документе слов про паралич нет[3].

В чём же подвох!? Указанный технический спирт (ГОСТ 18300-72 ) получается гидролизом опилок и прочих отходов деревообрабатывающий промышленности. В нём может быть и тот же метиловый спирт и ряд других примесей (содержание этанола допускается 96% согласно документу) от довольно небольшой концентрации можно получить серьёзное отравление. Не мудрено, ведь как говорят химики: «Не бывает вредных веществ, бывают вредные дозы»

В кадре отчётливо видно: ГОСТ 5964-82 т на технический ректифицированный спирт.

Почему исчезло слово «паралич»(в том числе и в редакции от 1982 года ГОСТа 18300-72) ? Ответ прост- это связано с изменением технических условий получение и очистки данного непищевого продукта, а не «пропагандой умеренного питья». Хотя конечно советские (и российские) пьяницы не брезговали и техническим спиртом. Относительно безымянного ГОСТа, то создателя явно затушевали не просто так один из ГОСТов на приёмку этилового спирт из пищевого сырья для нужд алкогольный промышленности.

Хитрый ход, ничего не скажешь. Только зачем? Этиловый спирт- действительно обладает наркотическими свойства[4]. Ответ прост -помимо пугалки(давайте сразу скажем ещё рога растут от водки), это носит и некий «конспирологический» характер – до этого в фильме встречалось много цитат от разных именитых деятелей, как к примеру академика Ивана Павлова : «Институт, ставящий себе непременной целью открыть безвредное употребление алкоголя, по справедливости не имеет права именоваться или считаться научным…»

Следовательно, цель простая - вызвать недоверие к «официальной науки», которая «хитро манипулировала ГОСТами». Правы ли создатели фильма в этом, давайте разберёмся:

2. «Алкоголь, как и все канцерогены, вызывающие мутации, прежде всего, действуют на делящиеся клетки. В мужском организме самая быстро делящаяся ткань — это сперматогенный эпителий. Алкоголь неминуемо повреждает сперматозоиды, разрушая их геном, а так как новые клетки появляются путём деления, т.е. дублирования существующих, то со временем количество сперматозоидов с поврежденным ДНК растет.[5]»

Согласно определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, «канцероген — это агент, который в силу своих физических или химических свойств может вызвать необратимые изменения и повреждения в тех частях генетического аппарата, которые осуществляют контроль над соматическими клетками[6]»

Соматические клетки (др.-греч. σῶμα — тело) — клетки, составляющие тело (сому) многоклеточных организмов и не принимающие участия в половом размножении.[7]

Это даже в школе изучают - на ЕГЭ есть вопрос про эти клетки. Нет, «официальная наука» не отрицает вредного воздействия алкоголя на организм и половые клетки в частности. Но зачем допускать такие глупые ошибки?

«Биологическая часть» во многом сходна с фильмом «Скрытая правда», в частности про ту же «склейку эритроцитов» . Небезызвестный Александр Панчин справедливо разобрав такие «инновации» как антинаучные, тем не менее не упустил шанс сказать о «пользе малых доз»[8] , что было подхватил видеоблогер ТрешСмэш в ролике «Запойный». Вот уж удружили создатели фильмов! «Официальная наука» даёт много козырей на руки трезвенникам: даже то что «малые дозы» принятые в США составляют 24 г для мужчин и 12 г для женщин[9], говоря о пользе красного вина, и есть исследование отрицающие данное положения[10]. О чём Александр Панчин промолчал(и даже о мере малых доз) Зачем тогда, использовать всякие псевдонаучные идеи, ведь обратить это можно и супротив. Может создатели кинофильмов хотят в определённый момент сделать трезвенническое движение маргинальным? Вопрос интересный, но пока он остаётся без ответа.

Да и фильм «Истории одного обмана» не о биологии! В начале, нам возвещает «Знаем ли мы свою историю? Всегда ли мы замечаем, когда кто-то искажает истину в своих интересах?». Может в этом плане всё правильно!? Боюсь, и здесь нет:

3. «В 16 веке генуэзские купцы впервые привезли в Россию виноградный спирт, и сильно удивились тому, что русские чужеземный продукт признали невозможным для употребления. Для того чтобы сбывать свой товар в непьющей стране, они стали продавать его под видом целебного настоя. В то время Россия в отличие от Европы жила трезво. Пили редко, и то натуральные продукты крепостью не более 2-3% — мед и квас.»

Да вот чуть-чуть ошиблись: «В 1386 году генуэзское посольство, следовавшее их Кафы (Феодосии) в Литву, привезло на Русь спирт. Великокняжеский двор ознакомился с этим напитком и счел его слишком крепким.[11]»

Само слово «квасить» известно нам как синоним слова выпить, как и «квасник» означал пьяницу в те времена[12]. Понятно, что крепость отличалась от современного магазинного (даже сделанный дома квас бывает крепче).

Говоря о медё, приведём пример из исторических: незадолго до Куликовской битвы произошла битва на реке Пьяне, где ополчение Московского, Суздальского и Нижегородского княжества продула не совсем «в сухую» в плане алкогольных возлияний:

«А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные! А старейшины, и князья их, и бояре старшие, и вельможи, и воеводы, те все разъехались, чтобы поохотиться, утеху себе устроили, словно они дома у себя были.[13]»

Можно ли так упиться с 2-3% напитков? Попробуйте. Да и пиво описано, о нём упоминают берестяные грамоты № 363, № 3, № 863, № 847,№ 689, № 706.

О хмеле, пьяных пирах, медё вспоминает «азбука нашей истории»-Повесть временных лет и ряд сообщений западных источников.

Увы, Русь была как «це Европа»-пили редко(ибо масштаб производства был далёк от сегодняшнего), но метко! Ещё с седых времён идут алкогольные обычаи, в которых исследователи видят языческие корни: «История русского застолья и связанный с ним обычай пить «за здравие» восходят к дохристианскому периоду, когда было принято отмечать семейные и общинные праздники, радость встречи после долгой разлуки, победу над врагом и горечь утраты близких - пишет доктор исторических наук Воронина Татьяна Андреевна-об этом свидетельствуют археологические находки кубков, круглых чаш и специально предназначенных для этого сосудов в виде рогов, а также их изображения на каменных изваяниях. Из таких рогов пили на совместных пирах или братчинах, посвященных очередной победе воинской дружины: встречая победителей, народ «честь творил вином и медом.[14]»

В фильме на всё это есть цитата из заметок Самуила Москевича о трезвом нраве народа. Возможно это результат борьбы с пьянством государства и церкви(На Стоглавом соборе пьянство связывали с «еллинским» обычаем бога Диониса и порицалось)[15]. В комментариях историки отмечают: «такая строгость была введена Борисом Годуновым, который не терпел пьянства. Впрочем, свидетельство автора о совершенном уничтожении кабаков, кажется несправедливо: запрещено было только частным людям открывать кружечные дворы; казна же не прекращала винной продажи.[16]»

4. Виновники нашлись:«Однако пламенный революционер товарищ Троцкий знал, что трезвый человек, не пойдет делать мировую революцию, а предпочтет заниматься семьёй и обустраивать дом. Что, в общем, и произошло: народ с радостью воспринял НЭП — новую экономическую политику, и вместо революции занялся хозяйством. Поэтому после смерти Ленина троцкистская оппозиция стала настойчиво добиваться отмены сухого закона. 5 октября 1925 года товарищ Рыков подписал указ о возобновлении вино-водочной торговли, и до самой войны водка так и называлась – Рыковка.»

Не то чтобы я был защитником Троцкого (представителя левого уклона партии в отличие от «правого» Рыкова), но уже в 1924 году он был в глубокой изоляции и известна другая его цитата о водке:

" Грозным симптомом явилась попытка Политбюро построить бюджет на продаже водки, т. е. сделать доходы рабочего государства независимыми от успехов хозяйственного строительства. Только решительный протест внутри ЦК и за его пределами приостановил эту попытку, которая нанесла бы жесточайший удар не только хозяйственной работе, но и самой партии. Однако, мысль о дальнейшей легализации водки Центральным Комитетом не отвергнута до сих пор[17]. " Отрицательное отношение к алкоголю и «пьяному бюджету» пламенный революционер высказывал и в газете «Правда», считая альтернативой кабаку (правда ещё и церкви) кинематограф[18].

Сравним с тем, что т. Сталин говорил в том самом 1925 году:

«два слова об одном из источников резерва - о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это - грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли,- то остается одно: искать источников в других областях. Это все-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются.»

Эти слова можно найти в прижизненном издании собраний 1952 года сочинений И.В.Сталина, столь ценимое КОБовцами трезвенниками[19].

5. Даже есть совсем интересные вещи:«Например, на Руси слабоалкогольную Сурицу могли употреблять только мужчины, и только имеющие не менее 9 детей. Женщины даже ее не употребляли совсем.»

(интересно, что в фильме в это время появляются картины художников, на неоязыческие темы, далёких от исторической реальности)

Источников (то есть свидетельств очевидцев тех лет) об этом понятно нет - в фильме не удосужились их привести. Причина банальна – их нет в природе.

Участие женщин на пирах-братчинах вполне известный исторической науке факт[20].

Да идущий с очень далёких седых времён:

«Они, злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днём, [так что] иной из них умрёт, держа кубок в руке.<..> « После этого та группа [людей], которые перед тем уже сочетались с девушкой, делают свои руки устланной дорогой для девушки, чтобы девушка, поставив ноги на ладони их рук, прошла на корабль. Но они [еще] не ввели ее в шалаш. Пришли мужи, [неся] с собою щиты и палки, ей подали кубком набиз. Она же запела над ним и выпила его. И сказал мне переводчик, что она этим прощается со своими подругами»». (Набиз – хмельной напиток)[21].

«В Риме по законам Ромула, мужчинам до 35 лет запрещалось пить вино, полный запрет на употребление алкоголя существовал для женщин»-утверждается в фильме.

Действительно, в республиканском Риме для женщин употребление алкоголя было предосудительным; однако в имперские времена уже перестал действовать[22].

Пиры же в Древнем Риме для мужчин были в порядке вещей с употреблением вина[23], и о пьянстве (хоть зачастую с порицанием) упоминает целый ряд современников тех событий[24].

«В Древней Индии женщинам категорически запрещалось пить алкоголь, а рискнувшим нарушить этот закон, раскаленным металлом выжигали на лбу клеймо в виде бутыли, – специальный знак для мужчин: «Эту женщину в жены не брать! Угроза потомству!».

Хоть бы фотографию клейма показали или ещё что-то. Хотя как можно показать, то чего нет!? В Древней Индии известен брак пайшача – когда девушка была лишена невинности в состоянии сна, в состоянии опьянения или в том случае, когда происходило овладение девушкой, страдавшей психическим расстройством[25].

Конечно, такой союз был самым позорным, но клеймо никто не ставил. А вино запрещали пить женщине (вместе с мясом, солью и мёдом) после смерти мужа[26]

Да и опьяняющему напитку сома посвящены 120 гимнов «Ригведы»[27].

Собственно данный провал предсказуем из-за ложности утверждений о биологии процесса(только этиловый спирт влияет; нет, факторов много).

Итог.

Конечно, за бортом небольшой, но разгромной рецензии остались разговоры об антиалкогольной компании 1972 года (во время Леонида Ильича Брежнева), когда отменили 56 градусную водку[28] и многое, многое другое.

Фильм «История одного обмана» даёт искажённое представление о алкоголизации России, о влиянии этилового спирта на организм человека (хотя справедливо указывая на его вредные последствия) щедро приправляя это разного рода конспиралогической приправой. Не мудрено, что разномастные КОБовцы, кришнаиты и другие аналогичные граждане постоянно показывают сей киношедевр, и вдобавок размещают у себя на ресурсах в сети интернет (и не только).

Поэтому с данным фильмом ходят в школы, в детские дома и в целый ряд заведений и под благородной миссией борьбы с алкоголизмом несут в неокрепшие умы псевдонаучные знания, поливая воду на мельницу всяким сектантам и шарлатанам.

Список источников (проверяйте)

[1] 19:12-19:59 Фильм "История одного обмана", далее смотрим по ссылке https://xn----9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/19864/
[2] ГОСТ 18300-72 http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293775/4293775087.pdf
[3] ГОСТ 5962-67 http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_5962-67
[4] См например статью по ссылке: http://www.xumuk.ru/bse/3322.html
[5] 16:24-16:30 https://xn----9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/19864/
[6] См например: Черенков В. Г. Клиническая онкология. 3-е изд. — М.: Медицинская книга, 2010. — 434 с. — ISBN 978-5-91894-002-0. http://www.twirpx.com/file/1163775/
[7] См например: "Основы современной генетики: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений"./Б.Р.Мандель –М.;Берлин: Директ-Медиа, 2016.-334 с. стр.307
[8] http://scinquisitor.livejournal.com/11152.html
[9] https://pubs.niaaa.nih.gov/publications/aa16.htm
[10] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17159008
[11] Успенский Г. П. Опыт повествования о древностях русских. — Ч. 1. — Харьков, 1811. — С. 78.
[12] Похлёбкин В.В. История водки. М.: Центрполиграф, 2005. - 160 с. https://litlife.club/br/?b=82774&p=8
[13] ПОВЕСТЬ О ПОБОИЩЕ НА РЕКЕ ПЬЯНЕ http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4978
[14] Заздравная чаша: к истории русского застолья // Хмельное и иное: Напитки народов мира / Под ред. С.А. Арутюнова и Т.А. Ворониной. М.: Наука, 2008. С. 72–101. http://lib.sale/antropologiya-istoriya/voronina-zazdravnaya-chasha-istorii-russkogo-41226.html
[15] Стоглавый собор 1551 г. https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veretennikov/stoglavyj-sobor-1551-goda/ и http://ksana-k.ru/?page_id=1517
[16]Комментарии историков к Дневнику Самуила Маскевича 1594-1621 http://vostlit.info/Texts/rus12/Maskevic/frametext1.htm
[17] Письмо Л.Д.Троцкого членам ЦК и ЦКК РКП(б). 8 октября 1923 г. Цит. по Известия ЦК КПСС, 5/1990. С.170 http://www.nonel.pu.ru/erdferkel/tr081023.pdf
[18] Л.Д.Троцкий «Водка, Церковь и кинематограф». «Правда» №154, 12 июля 1923 г. http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl914.htm
[19] "XIV съезд ВКП(б)"Полное собрание сочинений. 1952.М т.7 стр.340 http://grachev62.narod.ru/stalin/t7/t7_32.htm и книга целиком http://ivstalin.su/index.php?nomrub=1&nompro=15&in=1
[20] См. например: Костомаров Н.И."Русская республика". М.: Директ-Медиа, 2014.-608 стр. с.387
[21] АХМЕД ИБН ФАДЛАН КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 гг. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123
[22] Например: «Исчезли также и те институты предков, которые охраняли умеренность и воздержность женщин» Тертуллиан «Апологетик» https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/#0_6
[23] Е.В.Никитюк «Быт античного общества» Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Санкт-Петербург, 2005. Тема 10. Пища и питье греков и римлян
[24] Например: «Впрочем, и поселив Валерию в своем доме, он не отказался от общества актрис, актеров и кифаристок. С самого утра он пьянствовал с ними, валяясь на ложах. Ведь кто в те дни имел над ним власть?» : Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439002400
[25] Эдварде М.Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер.с англ. С.К. Меркулова. — М.: ЗАО Центрполиграф,2005. С.66 http://lukashevichus.info/knigi/edvards_drevn_indiya.pdf
[26] Эдварде М.Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер.с англ. С.К. Меркулова. — М.: ЗАО Центрполиграф,2005. С.71 http://lukashevichus.info/knigi/edvards_drevn_indiya.pdf
[27] Эдварде М.Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер.с англ. С.К. Меркулова. — М.: ЗАО Центрполиграф,2005. С.18 http://lukashevichus.info/knigi/edvards_drevn_indiya.pdf
[28] Приказ Минздрава СССР от 24.08.1972 N 694 о мерах по ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА и АЛКОГОЛИЗМА http://arhiv.inpravo.ru/data/base466/text466v514i147.htm


Дата обращения по ссылкам: 20 ноября 2017 года

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх